Wednesday, September 16, 2009
Ислам в войне идей. Захват и удержание публичного пространства
Наша умма живет общением. Когда в советские времена она была стеснена в возможности общаться, обмениваться мнениями, распространять знания, дискутировать, в открытую вести призыв, она чувствовала себя неполноценной. Ей нужно было больше свободы - больше свободы в выражении собственного мнения, больше свободы открытого призыва и распространения знаний и ценностей Ислама. Иными словами, умма нуждалась в расширении публичного пространства.
То есть того пространства общения и обмена знаниями, в котором мусульмане могут реализовывать себя на благо своей религии и родины. Это пространство общения и обмена знаниями существует в мечетях, медресе, исламских университетах, в лекционных залах, кружках по изучению Корана, на страницах мусульманских и иных газет и сайтов, на экранах телевизоров, на общественных и политических собраниях.
Это и есть публичное пространство, то есть то пространство в котором существуют и развиваются исламские знания и идеи в открытом, публичном виде. Если такое пространство подавляется и запрещается, как это делалось в советском государстве, то это говорит, фактически, о запрете на религию. Поскольку Ислам не может существовать полноценно в подпольных кружках, если у него нет возможности открыто заявлять о своих ценностях и если нет открытого и свободного призыва, получения знаний и обмена мнениями.
Публичное пространство Медины
Эти случаи запрета и свободы публичного пространства можно сравнить с двумя периодами в исламской истории – мекканским и мединским. В Мекке мусульмане подвергались притеснениями язычниками, им запрещались какие бы то ни было формы исламского призыва. Мусульмане не могли свободно встречаться, делиться знаниями, говорить и дискутировать об Исламе с каждым интересующимся. То есть в Мекке активность не могла быть публичной, полностью свободной и открытой.
Иными словами исламская активность в публичном пространстве были в Мекке практически под запретом. Когда же мусульмане переселились в Медину, они обрели желанную свободу призыва и исламского просвещения. Они получили возможность в открытую говорить об Исламе, спорить с сомневающимися о религии и ее ценностях, смогли утвердить исламские принципы в образовании, управлении своей общиной, смогли в открытую доносить эти принципы до каждого желающего.
В Медине мусульмане получили свободу активности в публичном пространстве. Это был прорыв огромной важности, поскольку умма как в воздухе нуждается в свободе призыва и просвещения, чтобы иметь возможность полноценно развиваться.
Исламский призыв к свободе
Ислам утверждает принцип свободы. Он особенно четко раскрывается в известном восклицании халифа Умара (да будет доволен им Аллах): «Как вы смеете порабощать людей, когда они родились свободными?!»
В тот период, когда люди были порабощены в интеллектуальном, политическом, социальном, религиозном и экономическом плане, Ислам пришел установить свободу вероисповедания, свободу мысли, свободу слова и свободу критики. Ислам строго запрещает принуждение людей к принятию того или иного убеждения, той или иной религии.
Аллах Всевышний говорит по этому поводу: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10:99). Этот аят был ниспослан в мекканский период. Что же касается мединского периода, Аллах также ниспослал: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (2:256).
Не в правилах Ислама ограничивать свободу слова, удерживать людей от свободного выражения своих мнений, ограничивать свободу человека в сфере вероисповедания, подобно тому, как поступал фараон, который, считая, что человек может уверовать лишь с его «высочайшего» соизволения, сказал своим жрецам: «Неужели вы поверили ему без моего соизволения?» (20:71).
Захват публичного пространства
Таким образом, свободное публичное пространство, то есть то пространство, в котором свободно можно исповедовать и распространять свою религию, – это основополагающий элемент свободного мусульманского общества, без которого не может существовать полноценного Ислама. Только активное и вовлекающее публичное пространство делает возможными действительно свободный призыв, распространение исламских знаний и интеллектуальное развитие уммы.
Однако в современном мире, который уже не может применять сталинские методы подавления публичного пространства, используются более тонкие инструменты ограничения свободы мусульман в публичном пространстве. То есть ограничения их свобод образования, призыва, открытой научной, общественной и политической активности.
Это достигается путем наполнения публичного пространства, то есть того пространства в котором общаются мусульмане, чуждыми Исламу идеями и интересами. Это делается ежедневным навязыванием молодым людям ценностей массовой культуры через СМИ, интернет, наружную городскую рекламу, музыку, молодежную моду и т. д. Молодой мусульманин под таким мощным напором агрессивной рекламы, массовой культуры и потребительского психоза волей-неволей начинает жить этими идеями, а не исламскими.
Таким образом, сначала его сознанием, а потом сознанием его верующих сверстников, овладевают совсем не исламские ценности и интересы. Вскоре в их общение все большее место начинают занимать темы не повышения своих знаний, не развития усердия на пути Аллаха, а темы последних покупок, фильмов и скандалов, связанных с политиками и поп-звездами.
Удержание собственного публичного пространства
Именно в этот момент и наиболее очевидно проявляется, каким образом свобода исламского призыва и просвещения, искусно и умело ограничивается навязыванием мусульманам ложных ценностей и интересов. Именно в этот момент происходит окончательный захват свободного исламского публичного пространства ложными идеями, принципами и образом жизни.
Оттого, что эта опасность не замечается большим количеством верующих, не говорит о том, что ее не существует, или что она сильно преувеличена. Мусульмане не должны забывать об упомянутом Всевышним в Коране обещании Иблиса: «…Я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (7:16-17).
Работа шайтана по отвращению мусульман от истинного пути не прекратится до Судного дня. Люди продолжат поддаваться его искушениям в силу своей слабости и отсутствия знаний. А значит и борьба за свободу и чистоту сознания мусульманина, за свободу открытого, свободного, публичного призыва, распространения неискаженных исламских знаний, за свободу исламского публичного пространства не прекратится до самого Воскресения.
И тот, кто забыл об этом, уже пал жертвой Иблиса и его приспешников. Мусульмане денно и нощно, ежечасно и ежеминутно должны помнить об обязанности оберегать чистоту и свободу Ислама в каждом, даже казалось бы совсем незначительном вопросе. Ибо с упущений в малых вопросах начинается утрата мусульманами свободы и инициативы в собственном публичном пространстве, и захват этого пространства тем, кто обещал «засесть против нас на прямом пути».
Тимур Юсупов
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment