Monday, September 28, 2009

СКАЖИТЕ МИРУ ОБ ЭТОМ!

Ситуация на границе не изменилась ни малейшим образом: ни для гуманитарной помощи, которая несмотря на все заверения, до сих пор гниет в Эль-Арише, ни для палестинцев, которые не могут пройти КПП или преодолевают границу с очень большими трудностями, ни для экспорта, который просто не допускается.
Очень жаль, что Египет соблюдает лишь ту часть соглашений, которая направлена против палестинцев.

В понедельник я снова пришел пешком, мне налили чашку кофе и усадили в автобус в Египет. Путешествие занимает всего 500 метров. Однако это расстояние следует проехать, а не пройти. Автобусу потребовалось 12 часов, чтобы преодолеть эти 500 метров за день до этого. В течение этого времени каждый вставал и выходил несколько раз, с трудом протискиваясь обратно, если автобус передвигался на 100 метров вперед, затем возвращаясь, чтобы занять то же место, что и ранее, или, выходя для того, чтобы воспользоваться туалетом.

В понедельник мы въехали в Египет в три часа дня, всего лишь пять часов спустя после отправления. Задержка была создана египтянами, которые пропускали автобусы, когда хотели.

Поскольку я был последним из конвоя и возвращался один, меня перевозили транзитом с палестинцами. Многие уже проделывали этот путь и рассказали мне, что нас посадят в автобус, затем под эскортом полиции доставят в аэропорт Каира, а затем депортируют - извините, переправят – в конечную цель нашей поездки или на родину. И почти со всеми палестинцами обращались подобным образом. Большинство людей направлялись в Саудовскую Аравию, где они работали до того, как была закрыта граница. После нескольких попыток им удалось получить разрешение на возвращение в Королевство, однако Египет не захотел предоставить им визы своей страны, поэтому их под эскортом полиции препровождали в аэропорт.

Я попал в транзитную зону в 7 часов вечера, всего лишь через три часа ожидания! Следующие 5 часов или около того нас погружали в автобусы, которые были совершенно некомфортабельны, и еще 4 часа мы сидели в них, припаркованных к бордюру. В три или четыре утра, наконец, мы двинулись в Каир. На рассвете автобус остановился на полчаса в кафе - это была первая возможность купить какую-нибудь еду, помимо сладкого, и воспользоваться туалетом после 8 часов ожидания! В аэропорт мы прибыли в 10 часов утра и дважды прошли паспортный контроль (итого, пришлось 6 раз подвергаться этой процедуре), затем нас вывели за пределы терминала в т.н. «зону транзита».

Я думаю, палестинцы не ожидали, что меня возьмут с ними, и когда я прибыл, меня тепло приветствовали и дали куски хлеба и сыра, который остался у них в пути. Люди сказали мне с некоторым чувством удовлетворения, что европеец получил опыт их выживания, и ТЕПЕРЬ я могу понять положение палестинцев.

Помещения были размером от 13 до 27 метров, и разделены на комнаты странным образом. Некоторые из них были закрыты. Единственная - и самая большая - комната имела туалет и душ. Единственные окна – это две стеклянные двери в конце коридора, ведущего в комплекс. Потолок был низким, хотя и присутствовала какая-то вентиляция. Не было предусмотрено мест для выброса мусора, и за помещениями никто не следил. Таким образом, возможные рекэт и запугивание оставались без контроля.
Наши автобусы привезли около 150 человек в это место, но когда мы прибыли, оно не было пустым – здесь находились люди, которые провели дни и даже месяцы. Они использовали коврики для намаза как подстилку, чтоб спать на холодном каменном полу, и сидели на них, охраняя свое место. Я сделал пару фотографий, хотя меня предупреждали этого не делать.
Проблема для тех, кто летел в Саудию на работу, заключалась в том, что их визы кончились, а дипломатического представительства в Газе нет ни у кого, кроме Великобритании. Чтобы получить новую визу, палестинцам надо ехать в посольство Саудовской Аравии в Египет! Однако они не могут попасть в АРЕ, не убедив власти Египта, что им действительно дадут визу. Поэтому им следует сначала получить документ от палестинского представительства в АРЕ, который передается египтянам, затем они возвращаются к КПП «Рафах», ожидая, пока однажды их имена не окажутся в списке. Затем их доставляют в Каир и держат в этой «транзитной зоне», а палестинские представители приходят к ним, чтобы заполнить некоторые бумаги и отвозят в посольство Саудии. Спустя пару дней им привозят либо визу, либо разрешение на работу. Но даже если ты получил все необходимые документы, ты должен ждать в этой дыре своего вылета.

В моей группе помимо меня был еще один американец и два британца, но никто не обращал внимания на них. Почему? Потому что они получили палестинское гражданство и рассматривались египетскими властями как «палестинцы». Эти британцы связались с посольством и им разрешили находиться за пределами «транзитной зоны», поскольку «у них есть маленький ребенок». Я видел и других матерей с маленькими детьми, которым не предоставляли такой «поблажки», так что национальность, видимо, сыграла свою роль.

Они уже забронировали билет – на воскресенье, за пять дней. Я спросил, почему они это сделали настолько заранее, и они ответили, что не знают, сколько времени займет бюрократическая волокита. И правда, спустя три дня им удалось завершить документы, однако было практически невозможно получить билеты на более ранний рейс. Они позвонили в посольство с просьбой поменять билеты, однако им не разрешили идти в зону настоящего транзита, чтобы сделать это самим. Это означало, что они находились под арестом, насколько я это видел, без какой-либо причины.

Под присмотром единственного полицейского нас всех препроводили в обычную транзитную зону. Получение билета стало интересным опытом для меня. У меня не было никакой свободы действий: сядь здесь, стой там, иди сюда, это рейс, а это цена, либо бери билет, либо нет и отправляйся обратно в тюрьму.

Мне было очень жаль расставаться здесь со своими знакомыми:

Али, с американским паспортом и открытым билетом до Далласа, который ждал несколько месяцев разрешения от египетских властей покинуть Газу. Американское посольство отказалось посодействовать ему в прохождении границы через КПП «Рафах», настаивая, чтобы он выехал в США через «Израиль». Он согласился и заполнил запрос на пересечение границы через КПП «Эрец», получил подтверждение от посольства, что они занимаются этим вопросом, но через пять месяцев абсолютного молачния всё же решил сам покинуть Сектор через «Рафах».

Сахаль, который уже 30 лет работает в Саудовской Аравии и который уже два года не мог навестить свою семью. Он оставил все, чтобы поехать в Газу, ради свадьбы своей дочери и потому что его отцу уже 90 лет. Он понимал, что может и не вернуться обратно. И действительно, лишь с третьей попытки, спустя 9 месяцев, ему это удалось.

Махмуд, также работающий в Саудии, и ждущий получения новой визы из посольства КСА, а также человек, который дал мне кусочек хлеба и сыра по моему прибытию сюда.

Эти люди грустно сидели в коридоре на своих ковриках, заняв это место на полу днем ранее. Возле стены расположились те, кто находился здесь уже давно. Один из мужчин был с семьей, его жена находилась в соседнем помещении, предназначенном только для женщин, и присоединялась к мужу, когда была какая-либо еда поесть. С ним находилась и 10-летняя девочка.

Люди видели, как я фотографировал и измерял помещения. И некоторые бросились мне помогать. Все спрашивали меня, что я «скажу миру об этом», многие устало и с безнадежностью смотрели на меня, но были и те, кто поглядывал с искоркой интереса.

СКАЖИТЕ МИРУ ОБ ЭТОМ. Вы знаете, я не думаю, что во времена самых тяжелых преследований евреев в России с ними обращались хуже, чем сегодня с палестинцами. Возможно, мы должны заявить о том, что положит конец страданиям палестинцев - о том, что у них будет свое государство в Палестине.

Род Кокс - участник "Колонны надежды", организованной британским депутатом Джорджем Гэллоуэем.

No comments:

Post a Comment