Еще некоторое время назад о таком словосочетании, как «мусульманская Россия», и подумать было нельзя, не то что вынести его в заголовок статьи. Все ученые и исследователи, да и сами мусульмане, заученно говорят об «Исламе и России», «Исламе в России» и даже «российском Исламе». Но никогда о «мусульманской России». Почему-то до сих пор даже в головах значительного числа приверженцев Ислама это понятие не укладывается.
Между тем, многое меняется и в мире, и в самой России. Трансформируется, в первую очередь, сознание, самовосприятие, жизненная позиция мусульман. Как бы того ни желали недруги нашей страны, Ислам является неотъемлемой частью России. Более того, Россия, как государство и цивилизация не могла бы состояться без Ислама и мусульман. Или, перефразируя слова одного известного автора, Россия обязана мусульманам своим рождением и становлением.
Зарождение, становление и укрепление российской государственности, расцвет православного священничества, монашества, монастырской грамоты и науки, формирование неповторимой российской многоцветной культуры – все это и многое другое происходило при плотном и постоянном культурном взаимном обмене, влиянии и взаимодействии русских со своими мусульманскими соседями.
Последователи Ислама на территории современной России появились и закрепились не только на столетия раньше, чем во многих других регионах мира, которые сегодня считаются традиционно мусульманскими, но и веками прежде возникновения самого русского народа, русской и российской государственности.
Мусульманская Россия – это Дербент, Казань, Астрахань, Уфа, Тюмень, Оренбург и т. д. Сегодня это также Москва и Санкт-Петербург. Мусульманская Россия – это мощнейшее влияние на формирование казачества и движения декабристов. Мусульманская Россия – это творчество Пушкина, Лермонтова и Толстого. Мусульманская Россия – это огромные территории и народы Северной Евразии, скрепленные Золотой Ордой и сохраненные от посягательств иных держав для Московского княжества. Мусульманская Россия – это победы на фронтах Первой и Второй мировой войн, золотые медали на Олимпиадах и научные достижения последних лет…
При этом необходимо признать, что мусульманская Россия – это не завершившийся, окончательно не сложившийся в истории феномен. Мусульманская Россия – это динамично развивающееся настоящее и великолепное будущее нашей страны. Сегодня вся Россия и весь российский народ находятся в поиске своего места в этом мире, в обществе. В таком же поиске своего места в современной России и современном мире находятся и мусульмане.
Российские мусульмане с каждым днем приобретают все большую уверенность в собственных силах, в собственном предназначении и собственном будущем. Все это благодаря Исламу, который дает ни с чем не сравнимый источник сил, смысла жизни, надежды на будущее, уверенности в своих силах и истинности своего пути.
В то же самое время огромная часть россиян скатывается во все более глубокий кризис, разочаровывается в жизни, работе, семьях, традиционных ценностях, теряет волю к жизни и уверенность в будущем. Виной всему этому отсутствие должной веры, страхов, предубеждений и невежества. В политическом смысле речь идет о набивших оскомину поисках национальной идеи, которые продолжаются в нашей стране уже почти два десятилетия.
Мусульмане в современной России оказываются самым здоровым и перспективным ресурсом возрождения и обеспечения будущего своей страны. Здесь вспоминаются слова Арнольда Тойнби, который был убежден, что каждая цивилизация нуждается в творческом меньшинстве для самообновления. России сегодня, как никогда ранее, необходимо появление подобного творческого меньшинства для глубокого и качественного переформатирования.
Крепостное право, феодализм, реакционный царизм, удушение свобод, кровавая революция и гражданская война, две мировые войны, голод и террор 30-х, репрессии и депортации, борьба с религией, геронтократия 80-х, перестройка и болезненные реформы 90-х, наконец, неуверенная стабилизация – это и многое другое глубоко повлияло на российскую культуру, на все бытие государства. Перечисленное оказалось настолько тяжкими испытаниями для нашего народа, что он сегодня пребывает в состоянии духовного надлома и опустошения.
Именно поэтому современная Россия нуждается в своем творческом меньшинстве для возрождения подлинного величия российского духа, культуры и цивилизации. Перед российским исламским сообществом сегодня стоит вопрос, сможет ли оно стать частью этого творческого меньшинства или нет? А это не только возможно, но и настолько необходимо, что без участия мусульман возрождения России может и не состояться.
Мусульманам России необходимо полностью избавиться от тех стереотипов и мифов, которые им навязывают многие горе-исламоведы о том, что, якобы, они являются чуждым, маргинализированным элементом; что им нужно всем вернуться в свои национальные квартиры и забыть о какой бы то ни было общероссийской идентичности.
Подобные ложные и откровенно антигосударственные измышления не состоятельны по ряду существенных причин:
- история Ислама в России является гораздо более древней, нежели история Ислама во многих частях мусульманского мира;
- российские мусульмане уже на протяжении столетий вполне обоснованно считают своей родиной не только свои деревни или национальные республики, но всю Россию и даже все постсоветское пространство;
- Растущая община новообратившихся мусульман тем более не приемлет ложных измышлений о необходимости возвращаться и ограничиваться пределами традиционных национальных республик мусульманских народов России.
Российские мусульмане видят: что Ислам в их стране намного старше, нежели даже в Марокко, Тунисе, Пакистане, Малайзии или Индонезии; что сегодня для России нет другой альтернативы, кроме как стать полноценной частью остального мусульманского мира при сохранении своей православной идентичности; что уровень свобод, демократии, соблюдения прав человека в нашей стране при всех оговорках позволяет мусульманам полноценно соблюдать свою религию; что мусульмане чувствуют себя более защищенными в России, нежели даже во многих традиционных мусульманских государствах.
Да, мусульмане России являются религиозным меньшинством. Но в этом нет ничего страшного или из ряда вон выходящего. Вся история Ислама была написана мусульманами, являвшимися меньшинствами на своей родине. Мусульмане Мекки были меньшинством по отношению к языческому обществу, мусульмане Ясриба (Медины), мухаджиры Абиссинии, мусульманские проповедники, жители лагерей, осваивавшие границы Халифата от Испании до Индонезии – все они в свое время были меньшинствами в неисламских обществах.
Многие великие мусульманские ученые и даже сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) жили в статусе представителей религиозных меньшинств. Это нисколько не останавливало Джафара ибн Абу Талиба, Абдуллу ибн Масуда, имама Шафии, Ибн Хальдуна и многих других от дальнейшего усердия на пути Аллаха на благо стран, обществ и народов, среди которых они проживали, не охлаждало их пыла и любви к своей религии и родине. Даже наоборот, такое положение внушало им, как единственным носителям Истины, большее чувство ответственности за свои судьбы, за судьбы окружающего их общества и соседних наций.
При этом нам необходимо помнить, что мы живем не только на границах с немусульманскими обществами, но и на границах с новым, постиндустриальным миром, который ставит перед Исламом все новые и новые вызовы. Такие проблемы, как глобализация, стирание границ между государствами, исламским и западным мирами, гражданское самосознание и активность мусульман в поликонфессиональных обществах встали именно перед современными мусульманскими меньшинствами.
Кроме того, что мусульманские меньшинства наиболее развитых стран Запада, а также России, лучше разбираются в проблемах современного мира, они еще находят исламские ответы на сложнейшие проблемы, стоящие не только перед мусульманами, но и перед своими странами и миром в целом. Оттого именно эти общины становятся авангардом развития Ислама в текущем столетии.
Для кого-то это может звучать странно, что именно мусульманская Россия может стать авангардом развития Ислама в Северной Евразии. Но ведь и в момент зарождения мусульманской общины и государственности в Медине никто не мог предположить, что через некоторое время халифом всех приверженцев Ислама будет турок в Стамбуле, а выходец из земель, которые сегодня входят в состав России, станет султаном Египта и грозой крестоносцев. Только Аллах может знать, какую еще роль в будущем суждено сыграть мусульманской России.
Даниял Исаев
Wednesday, September 23, 2009
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment