Ислам содержит в себе особую концепцию человека. Это более широкое видение природы человека основывается на мировоззрении, диаметрально противоположном всему тому, что являлось источником западного понимания данной проблемы.
Верховенство закона
Некоторые из основных идей, ассоциируемых с правами человека и демократией, вполне соответствуют философии Ислама. Верховенство закона, краеугольный принцип демократического правления, также является крайне важным для исламского права.
Еще много столетий назад Ислам признавал любые решения властей только в том случае, если они соответствовали Закону. Это, конечно, связано с концепцией «справедливого процесса». Как и в любом обществе, основанном на демократических правах и правовых процедурах, исламское право утверждает, что «Вы не можете лишить человека жизни, свободы либо имущества иначе как посредством законного суда».
Исламское право также является последовательным защитником справедливого судебного процесса. Эта идея исходит из самого Корана, источника абсолютной мудрости для каждого мусульманина, поскольку Коран придает крайне важное значение установлению правосудия между людьми (См.: 4:135).
Именно идея о справедливости и равенстве вдохновила праведного халифа Али рекомендовать судьям «выносить решения без страха и предвзятости, когда им будет изложена правда». Также для него важное значение имело положение судьи «выше всех видов правительственного давления или влияния, страха или благосклонности, интриг и взяточничества».
Это была одна из самых ранних деклараций в истории человечества принципов независимого судейства. Данный принцип был настолько важен, что многие судьи даже предпочли быть замученными до смерти, подвергнуться пыткам или были просто уволены, но не поступились принципами своей независимости от воли правителей.
Ислам, с самого своего зарождения, также ограничивал власти и полномочия правителей. Ограничение полномочий государства является одной из норм демократии. В исламском праве политическая власть должна применяться в рамках законов Шариата (верховного свода законов в мусульманском обществе). Это означает, что правитель должен подчинять себя законам, ценностям и принципам Ислама.
Подотчетность
Ограничение полномочий государства должно быть сопоставлено с другим демократическим принципом – принципом подотчетности народу. Из-за того значения, которое придавалось этому принципу в ранние годы Ислама, он стал жизненно важным элементом в мусульманской философии. Правители должны были отвечать перед народом не только по вопросам, относящимся к управлению государством в целом, но и подробно информировать их о расходовании народных средств. Даже халифы должны были испрашивать разрешения у народа, когда хотели пустить народные средства на собственные расходы.
Таким образом, идеи подотчетности народу заложены еще в Коране. Там есть ясное указание правителям на необходимость советоваться с народом по всем вопросам общественной важности (См.: 42:38). Это является «базой для административных взаимоотношений между правительством и народом. У людей, в соответствии с этим принципом, также имеется право выбирать и смещать правителей» («Универсальная исламская декларация прав человека», исламский совет Европы, сентябрь 1981 г.).
Экономические права
Помимо некоторых принципов, идентичных основным идеям демократии, в Исламе также провозглашаются экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, схожие с теми правами, которые содержатся в Международной декларации прав человека, Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав, Международной хартии гражданских и политических прав и других декларациях и конвенциях ООН.
Коран, например, дарует право бедным на обладание частью богатства всего сообщества посредством закята (налог на богатство, который должен платить каждый обеспеченный мусульманин). В то время как закят, один из пяти столпов Ислама, является равноценным исповеданию веры и ежедневному вознесению молитв Господу, можно утверждать, что право бедных на получение части богатства всего сообщества является неотчуждаемым и неоспоримым правом в Исламе. Как сказано в Коране: «И на их богатство есть право голодных и нуждающихся» (51:12).
Существует множество и других экономических прав, которые предоставляет Ислам, в особенности для бедных и нуждающихся. Все люди, например, должны иметь доступ к «естественным благам пищи, одежды, крова, образования и медицины, вне зависимости от их пола, цвета кожи или религии» («Универсальная исламская декларация прав человека», исламский совет Европы, сентябрь 1981 г.). В то же время, «каждый работник имеет право на справедливое вознаграждение за свой труд. Не должно существовать дискриминации, основанной на расе, поле, цвете кожи или религиозных убеждениях человека» (там же). Тем, кто не может заботиться о себе из-за временного или постоянного недомогания или инвалидности, общество обязано предоставить социальное обеспечение.
Социальные и гражданские права
Как и в Универсальной декларации прав человека, Ислам так же признает право на семью и частную жизнь, право на свободу передвижения и проживания, право на собственную культуру и язык, а также право на свободу совести. Универсальная исламская декларация прав человека, например, - документ, подготовленной группой улемов в 1981 году и основанный на ценностях, заложенных в Коране и Сунне, - однозначно утверждает, что «у каждого человека есть право на свободу совести и вероисповедания в соответствии с его религиозными убеждениями». Эта статья в Декларации была, несомненно, написана под влиянием коранического предписания о том, что в выборе религии не должно быть принуждения.
Политические права
Используя Коран в качестве основы, мусульманские юристы и философы развили правовую систему, включающую множество разновидностей прав и свобод. Они признают, что «у каждого человека и у каждого народа есть неотчуждаемое право на свободу во всех ее видах: физической, культурной, экономической и политической, – и у них должно быть право бороться всеми возможными средствами против любого нарушения или попрания этих прав; и у каждого угнетенного человека или народа есть законное право поддерживать других людей или другие народы в этой борьбе» («Универсальная исламская декларация прав человека», исламский совет Европы, сентябрь 1980 г.).
Более конкретно, Ислам утверждает, что «протест и борьба против угнетения являются правом и обязанностью каждого мусульманина, даже если ему противостоит глава государства» («Универсальная исламская декларация прав человека», исламский совет Европы, сентябрь 1980 г.).
Право на протест связано с правом каждого человека участвовать индивидуально или коллективно в религиозной, политической, социальной или культурной жизни своего сообщества и учреждать специальные институты, предназначенные для поощрения того, что правильно (маруф), и предотвращения недозволенного (мункар) (там же).
Право на жизнь
Более, чем какое-либо политическое, культурное или экономическое право, для Ислама имеет значение право на жизнь, которое является важнейшим из всех прав в Исламе. Человеческая жизнь, как гласит Универсальная исламская декларация прав человека, «является священным, к защите которого должны быть приложены все усилия».
Не менее важным в Исламе является обращение с телом умершего: «Как и в жизни, так и после смерти святость человеческого тела не должна быть нарушена. Должный уход за телом умершего входит в обязанности верующих» («Универсальная исламская декларация прав человека», исламский совет Европы, сентябрь 1980 г.). В этом, как и в некоторых других вопросах, исламское право выходит за пределы того, что содержится в различных международных конвенциях и декларациях.
Но не только в таком всеобъемлющем внимании к различным аспектам жизни человека Ислам превосходит различные международные декларации и конвенции. Ислам значит более, чем права человека. В Коране также содержатся предписания об обязанностях человека, о взаимоотношениях между людьми и ролях, которые они выполняют в обществе.
Права и обязанности
В Коране говорится, в различных местах и различным образом, о нашей ответственности перед собой, семьей, родственниками, обществом и даже природой. Также Коран дает нам понять свою связь со вселенной, растениями, животными, обществом, семьей и со своим «я». Он также внушает нам глубокое осознание своей роли мужчины или женщины, мужа или жены, отца или матери, ребенка или взрослого.
Права, обязанности, отношения и роли, изложенные в Коране, находятся в тесной связи друг с другом. Например, если некто ценит свою роль отца, он также должен знать о правах, которыми он может пользоваться, какую ответственность он должен нести и какие отношения он должен поддерживать в семье.
Как отец, он имеет определенные права на ребенка, но он также должен нести и определенные обязанности. Для того, чтобы пользоваться своими правами и обязанностями, необходимо поистине по-отцовски относиться к своему ребенку. Это то отношение, которое, в свою очередь, определяет роль человека, наполняет ее значением и задает ей цели.
Западное же общество в целом отошло от интегрированного взгляда на права, обязанности, отношения и роли. Это не значит, что американцы или европейцы не осознают своей ответственности или не поддерживают определенные отношения внутри семьи или не играют определенных ролей в обществе. Это значит, что деликатный баланс между правами и обязанностями, правами и взаимоотношениями, правами и ролями был сведен на нет повальной одержимостью именно правами человека.
Права стали излишне доминировать в системе человеческих отношений в ущерб остальным ее составным частям (обязанностям, взаимоотношениям и ролям). Гармония возможна только тогда, когда человек поддерживает баланс всех частей системы, – и это как раз то, что советует ему Коран.
Именно из этого доминирования принципа прав человека на Западе появилась новая, повсеместно распространившаяся «культура прав», что повлекло за собой катастрофические последствия для всего человечества. Можно утверждать: неспособность понять, что ответственность должна иногда предшествовать праву, была одной из основных причин экологического кризиса на Западе.
Большую часть XX века западная концепция развития основывалась на той предпосылке, что человек, вооруженный наукой и технологией, имел неограниченное право эксплуатировать природу для удовлетворения своих потребностей. Хотя это варварское отношение к окружающей среде и начало меняться, западный человек все же не до конца осознает, где находится точка схождения его прав и обязанностей.
Неспособность понять, где находится такой баланс, отчасти объясняет неверное употребление принципа свободы в политической и социальной сферах. Свобода слова в западном обществе, например, зачастую воспринимается и воплощается на практике как абсолютное право – практически без оглядки на принцип ответственности, который неотъемлем от него.
Идея, что свобода одновременно является правом и ответственностью, является неотъемлемой частью исламской и многих других религиозных философий. На самом деле Коран говорит, что для человека делать правильные вещи и воздерживаться от совершения неправильных является не правом, а обязанностью. То, что является правом для западной политической мысли, становится обязанностью в исламской политической мысли из-за ее морального содержания и характера. Когда правом пользуются как обязанностью, моральные соображения относительно благополучия всего общества выходят у человека на первый план.
Важность поддержания этой тонкой и сложной связи между правом и обязанностью особо подчеркивается теми страшными трагедиями, произошедшими из-за дисбаланса в одной из сфер человеческих взаимоотношений. Феномен СПИДа является осязаемым свидетельством того, что может произойти, когда настаивание на реализации своих сексуальных прав не сопряжено с глубоким пониманием своей сексуальной ответственности. Он открывает те пределы, до которых были извращены отношения между полами и внутри каждого из полов.
Действительно, кризис западной семьи – кризис, который достиг ужасающих масштабов за последние десятилетия, – является проявлением упадка определенных норм, которые до последнего времени еще регулировали роли полов и скрепляли семьи воедино. Говоря более конкретно, когда муж и жена, ребенок и родители заняты лишь реализацией собственных прав, внутрисемейные отношения, которые всегда зависели от взаимопонимания и компромисса, становятся проблематичными.
Что есть человек?
Способствуя осознанию человеком своих прав, обязанностей, отношений и ролей, Коран также поднимает несомненно наиболее важные для человека вопросы человеческого бытия: Кто есть человек? Почему находится на Земле? Что случается с человеком, когда он умирает?
Коран (и это справедливо по отношению к религии в целом) предоставляет ясные и недвусмысленные ответы на каждый из этих вопросов. Человек – это представитель, наместник Бога на Земле (Халиф Аллаха). Он здесь для того, чтобы служить Богу, исполнить Его волю. После этой жизни он вернется к Богу и предстанет перед судом за свои дела на Земле.
Поскольку человек представляется наместником Господа на Земле, его права и обязанности, его отношения, его роли предполагают иное, гораздо большее значение. Его фундаментальные права – от права на жизнь до права на свободу слова – дарованы ему Господом. Его высшая обязанность – превосходящая все остальные – повиноваться Господу. Его самое важное взаимоотношение – более значимое, чем все другие его отношения, – это его взаимоотношение с Богом. Его самая священная роль, определяющая все остальные роли, – быть представителем, наместником Бога на Земле.
Значение роли человека как представителя Аллаха на Земле – это то, что человечеству еще только предстоит полностью осознать. Эта роль ставит его на самое высокое место из всех возможных – выше, в некотором смысле, чем даже ангелов. Она наделяет его жизнью, умом, творчеством, свободой, властью, любовью, состраданием и милосердием. Она делает его проводником правды. Она преобразует его в вершителя справедливости.
Действительно, именно посредством такого отношения между человеком, представителем Бога, и Богом, Создателем всего сущего, утверждается основа человеческого существования. Основа жизни является духовной, как и цель всех устремлений человека лежит в области духа.
Человек, как наместник Бога, стремится преобразовать жизнь и общество, руководствуясь этими духовными ценностями – правдой, состраданием, справедливостью, – которые Господь раскрыл нам через века. С точки зрения Корана, это означает, что вечные духовные ценности Господа находят свое выражение в материальном мире посредством его представителя – человека.
Не менее важным является то, что положение человека как представителя Бога, духовные ценности, которые управляют его жизнью, понимание духовного значения и цель его жизни на Земле формируют идейную основу для создания уз братства со всеми народами мира. Это и только это составляет сущность единства в Исламе, если единство спаяно на основе веры – веры в Бога, Бога всех людей на Земле и всех вселенных.
Единство Бога (Таухид) побуждает мусульман бороться за единство человечества. Не может существовать более высокого побуждающего мотива и большего источника вдохновения для борьбы против всех барьеров, которые отделяют одного человека от другого. Вот почему Коран напоминает нам о том, что мы все являемся одним народом (См.: 2:213).
Совершенно ясным языком он говорит нам, что все наши различия по цвету кожи и роду занятий, классу и принадлежности к сообществам - вторичны. Самым важным для человека является праведная жизнь, в которой он должен руководствоваться своим сознанием, устремленным к Богу (См.: 49:13).
Именно это делает послание Корана универсальным. В этом заключается полное значение Таухида, идеи и идеала для всего человечества в XXI веке.
Западная доктрина прав человека
Если сравним данное в Коране видение человека и единства человечества с преобладающим на Западе взглядом на то, кем является человек и мировое сообщество, мы обнаружим, насколько незрелым оказывается последний. После прочтения всех этих западных деклараций и хартий может даже создаться впечатление, что современная доктрина Запада относительно прав человека вообще не предполагает ответов на вопросы «Кто есть человек?» и «Почему он живет на Земле?».
На самом деле, некоторые западные мыслители, занимающиеся этой проблематикой, даже выставляют это избегание метафизических вопросов и противоречий в качестве сильной стороны светских законов, защищающих права человека.
И если современная доктрина прав человека действительно не заинтересована в метафизических вопросах, это только подтверждает ее интеллектуальное и моральное банкротство. Как можно говорить о правах человека, когда неизвестно, что есть человек? Как мы можем защищать права человека, не понимая, для чего он живет?
И все же западная доктрина прав человека содержит в себе некоторое определение сущности человека, хотя оно дано и не так явно. В основе Международной декларации прав человека, Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав и Международной хартии гражданских и политических прав заложена та идея, что единственным настоящим обладателем прав индивидуума является именно сам индивидуум.
То есть они принадлежат ему именно потому, что он является индивидуумом. Таким образом, индивидуум становится мерой всех вещей. Права должны служить только ему для обретения им своей полной легитимности.
Эта идея об индивидууме как о «мере всех вещей» имеет заметные слабые стороны. Если человек есть мера всех вещей, то ему не следует подчиняться высшей власти, трансцендентной силе, находящейся вне пределов его понимания. Он решает сам, что хорошо, а что плохо. Это неизбежно заканчивается размыванием абсолютных духовных и моральных ценностей.
Размывание абсолютных духовных и моральных ценностей, происходящее из иллюзорного освобождения человека от высшей духовной власти, является одной из причин разрастающегося хаоса и замешательства в западном обществе. Эгоистические интересы индивидуума, его удовольствия стали главным критерием для определения этических стандартов.
Заставив права служить индивидууму, поместив его в центр вселенной, западная доктрина прав человека укрепила эгоизм в человеке. Нет сомнения в том, что эгоизм и жадность, пронизавшие многие западные и даже незападные страны, связаны, даже если и не напрямую, с развитием эгоцентрической концепции индивидуума. Из нее же родилась и начала распространяться гедонистическая, чувственная, материалистическая культура.
Когда человеческое «эго» получает неограниченную свободу, когда оно не подчинено высшей духовной власти, то оно порой находит свое выражение в весьма деструктивных формах. Племя, сообщество, нация, раса, даже религия – все может быть извращено эгоизмом для создания противоречий и вражды, разрушающих человечество. В этом еще одна причина тому, что индивидуума ни в коем случае не следует помещать в центр вселенной и он не должен прославляться как «мера всех вещей».
Это также объясняет, почему западная доктрина прав человека, сфокусированная на индивидууме, никогда не сможет сформировать основу для развития человечества. Она подкармливает «эго» (нафс – араб.), которое провоцирует межгрупповые, межклассовые, межгосударственные и межрелигиозные конфликты.
Конечно, никто не говорит о том, что неограниченное в своих желаниях человеческое «эго» является главной основой социальных конфликтов. Но укрощение его посредством абсолютного подчинения его трансцендентной реальности, Богу, по крайней мере, создаст психологический настрой, через который в человеческое общество сможет прийти гармония и единство.
Человеческое достоинство
Неполноценность западной доктрины прав человека по сравнению с более всеобъемлющим кораническим видением этой проблематики является серьезным интеллектуальным вызовом для мусульманских мыслителей и философов. Возможно ли, на основе Корана и Сунны, создать подлинно универсальную концепцию человеческого достоинства, которую смогли бы принять все люди на Земле?
Коран придает огромную важность человеческому достоинству. Он объявляет, что достоинство, в самых широких толкованиях, является естественным правом человека. Кораническое утверждение «Мы даровали достоинство потомкам адамовым» (17:70) явно превосходит все расовые, социальные и религиозные барьеры, разделяющие человечество.
Таким образом, задача современных мусульманских мыслителей состоит в том, чтобы определить это универсальное понятие о человеческом достоинстве в кораническом мировоззрении. А именно - наделить понятие человеческого достоинства определенным содержанием, отличным от его секулярной версии, применяя к нему универсальные духовные и моральные ценности, заключенные в стихах Корана. Права, обязанности, отношения и роли, ассоциируемые с этой духовно-моральной концепцией человеческого достоинства, будут несомненно иметь большее значение для человечества в XXI веке, чем те, что известны нам сейчас.
Однако для развития такой универсальной концепции человеческого достоинства, укорененной в духовно-моральном мировоззрении, мусульманским философам и мыслителям потребуется отвага и творческое вдохновение, которых им так не хватало в последние столетия.
Д-р Чандра Музаффар
Wednesday, September 16, 2009
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment