Рост исламского фактора в мире и трагические события последних лет позволили недругам ислама обрушиться с яростными обвинениями в адрес мусульман в крайней нетерпимости, реакционности и чуть ли не врожденной склонности к насилию и враждебности по отношению к иной культуре, вере, цивилизации. Только ленивый сегодня не склоняет ислам. И никакая политкорректность уже не скрывает сквозящую неприязнь и презрение к исламу в речах и текстах как западных так и наших доморощенных исламофобов. Как только дело касается мусульман все они с поразительной легкостью сводят причины накопившихся проблем к культурной и религиозной, а не социальной, политической и экономической плоскостям как это имеет место быть при обсуждении собственных проблем. Впрочем все эти обвинения не новы и почти не изменились со времени крестовых походов. Человек западной культуры несмотря на вся свою рациональную сущность испытывает совершенно иррациональные чувства по отношению к исламу. Это выше его разумения и понимания своей саморефлексии. Здесь начинают работать иные механизмы которые довлеют над его интеллектуальной рафинированностью. А именно коллективное подсознание и историческая память которые выталкивает на поверхность древние архетипы западной ментальности сформированные во мраке исторического прошлого Европы. Формальная толерантность европейцев которая многими обывателями воспринимается чуть ли не как завоевание современного запада хорошо работает пока дело касается других культур и верований будь то буддизм, индуизм, кришнаизм и пр. но дает не объяснимые сбои как только речь заходит об исламе. На эту аномалию в свое время обратил внимание выдающийся исламский мыслитель, проповедник и общественный деятель 20 века Мухаммад Асад (Леопольд Вайс). Еврей по национальности до принятия ислама в 1926 г.в течении ряда лет проработавший специальным корреспондентом в нескольких крупных европейских изданиях. Автор многих книг по исламской тематике он подготовил и издал один из лучших современных тафсиров Корана на английском языке. В 1947 г он занимал многие высокие посты в молодом тогда государстве Пакистан и в последствии ставший его представителем в ООН. Так в своей брошюре «Ислам и западная цивилизация» не потерявшей своей актуальности и сегодня хотя написана более 70 лет назад он пишет: «…Необходимо отметить, что дело здесь вовсе не в обычной психологической неприязни ко всему чужому и непривычному а прежде всего в глубоком неприятии исламской религии. Так европейцы могут принимать или не принимать буддизм или индуизм, но они всегда сохраняют спокойствие и даже безразличное отношение к этим религиозным системам не окрашенное какими либо сколько-нибудь заметными эмоциями. Когда же речь заходит об исламе им трудно оставаться равнодушными и беспристрастными». Объяснение такой неадекватности можно найти в далеком и мрачном прошлом Запада, в тот период когда формировались самосознание Европы, ее дух и ментальность. Именно противостояние с миром ислама и одновременно его культурное влияние на Европу были решающими для ее понимания самой себя. Исламская цивилизация была для средневековой Европы зеркалом, в которое она смотрелась и видела свой неприглядный образ. Именно оно позволило ей повзрослеть, сформироваться и избавиться от многих, но как сегодня выясняется не от всех предрассудков, стереотипов и комплексов. Вот как об этом пишет Мухаммад Асад «…И только крестовые походы надолго сформировали отношение Европы к исламу. Они имели решающее значение, потому что совпали с детством Европы – в период когда ее специфические культурные черты начинали только утверждаться и все еще носили довольно расплывчатый характер. Как у отдельных людей, так и у целых народов детские впечатления - самые сильные и прочные они остаются в сознании или подсознании на протяжении всей жизни. Эти ранние ощущения запечатлеваются настолько глубоко что лишь с большим трудом и, как правило не полностью могут быть вытеснены интеллектуальным опытом позднейшего, более рассудительного и менее эмоционального возраста.
Так случилось и с крестовыми походами. Они произвели неизгладимое впечатление на психику европейских народов. Всеобщий энтузиазм, вызванный ими во всех слоях населения, ни с чем не сравнить из всего того что испытала Европа до или после них. Сильнейшие волны религиозных эмоций захлестнули весь континент и, по крайней мере временно, разрушили все барьеры между государствами нациями и классами. Тогда впервые за всю свою историю Европа почувствовала себя единой,- и это было единение направленное против исламского мира.
Нисколько не преувеличивая можно сказать, что современная Европа порождена духом крестовых походов. До них существовали англосаксы, германцы, французы, нормандцы, итальянцы, датчане и т.д., но только во время войн против ислама была обретена цель общая для всех европейских народов и возникло новое понятие - западная цивилизация. Ненависть же к исламу стала крестным отцом этого новорожденного. Крестовые походы окончательно разрушили отношения между Исламом и Западом. Однако дело здесь не только в них самих. Ведь столько кровавых и несправедливых войн в истории человечества было позабыто и столько бывших врагов стали друзьями. Главная проблема, как представляется, в том интеллектуальном зле, которое они причинили. Это зло заключалось в отравлении европейского разума ядом ненависти к мусульманскому миру посредством откровенно лживых толкований исламского учения и его идеалов одобрявшихся и поощрявшихся церковью. Именно во время крестовых походов в Европу пришло нелепое представление об исламе как о религии грубой чувственности и жестокого насилия направленной не на очищение души, а лишь на соблюдение чрезмерно большого числа формальностей. Далее Мухаммад Асад пишет: «Невольно возникает вопрос: почему вековая злоба имеющая своим основанием определенный религиозный источник и вполне объяснимая в пору господства церкви, продолжает существовать ныне, когда влияние религии на жизнь европейцев не только ослабело, но почти сведено на нет… Для современных психологов такого рода противоречия и несоответствия не являются чем то исключительным и поразительным. Они хорошо знают что человек может полностью утратить свои религиозные убеждения внушенные ему в детстве, но некоторые предрассудки связанные с этими убеждением останутся с ним до конца жизни. Так же и в отношении Европы к исламу. Хотя уже нет религиозности на которой базировались антиисламские чувства и победило новое мировоззрение, прежнее недоброе и неприязненное чувство продолжает жить в подсознании. Дух крестовых походов - пусть и притаившийся и претерпевший немалые изменения все еще продолжает витать в Европе. Само отношение западной цивилизации к мусульманскому миру - красноречивое свидетельство живучести этого привидения».
Пресловутая толерантность Европы является лишь порождением ее индифферентности, производной ее безрелигиозности и не чем более. Существует огромная разница между формальной толерантностью запада и веротерпимостью ислама. Данная добродетель в Европе стала возможной как это ни парадоксально вопреки христианству, а не благодаря его гуманистическим ценностям. Европейцы обрели относительную толерантность только избавившись от церковного диктата в своей социальной, культурной и духовной жизни. Тогда как в исламе она имманентна религии и является ее безусловным требованием. Лишь только избавившись от своего страха перед исламским миром, став благополучной и уверенной Европа смогла позволить себе такую снисходительность. Запад терпим к проявлениям исламской культуры до тех пор пока его признаки упрятаны глубоко в человеке, но стоит им проявиться явно Европа чувствует себя неуверенно видя в этом угрозу своей культурной идентичности и требует от мусульман интегрироваться в западное общество хотя подразумевает под этим их ассимиляцию.
Ислам же вернул человеку чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в другом есть основа толерантности в исламе. История ислама полна удивительных примеров проявления этой добродетели непонятной и неизвестной в средние века нигде за пределами исламского мира. Она проявила себя уже во времена посланника Аллаха (да благославит его Аллах ида приветствует) в его личном отношении к людям иной веры. Так известный биограф 8 века Ибн Исхак пишет о том, как делегация йеменских христиан пришла на встречу с Пророком Ислама и имела долгий разговор с ним в мечети в Медине, который продолжался до часа христианской молитвы. Затем они выразили желание помолиться там, в мечети, которая считается второй по важности после Масджид-иль-Харам в Мекке. Когда же один из сподвижников пытался остановить их, то Пророк прервал его и сказал ему не делать этого. Приведем еще несколько хадисов касающейся этой темы. Так посланник Аллаха (да благославит его Аллах и да приветствует) говорил «Кто оскорбил зиммийя, тот оскорбил меня, а кто оскорбил меня, тот оскорбил Аллаха», Или например: «Кто притеснил иноверца, или попрал его права, или возложил на него то, что свыше его сил, или взял у него что-либо без его сердечного согласия, то я буду выступать против того обвинителем в Судный День» Можно привести ставшие уже хрестоматийными примеры договоров, или скорее даже обязательств данных исламскими полководцами иноверцам. Так например договор Амра ибн Аль-Аса с египетскими коптами гласил: «Амр ибн Аль-Ас гарантирует народу Египта защиту их жизни, собственности, религии, церквей, крестов их земли и моря.» Мультикультурность и толерантность были неотъемлемыми органическими атрибутами исламской цивилизации в такой степени что даже способствовали распаду исламского государства. На это обратил внимание в своей книге известный востоковед Адам Мец: « Наличие огромной массы инаковерующих составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европы полностью находившейся под сенью христианства. Речь идет о так называемых покровительствуемых религиях которые с самого начала препятствовали мусульманским народам создать единую политическую структуру. Христианская церковь и синагога всегда оставались как бы чужеземными государствами внутри империи ислама. Они заботились лишь о том чтобы «дом ислама» оставался грубо и наспех сколоченным зданием. Необходимость как то ладить между собой создала прежде всего некую неизвестную средневековой Европе веротерпимость. Эта веротерпимость нашла свое отражение в том что внутри ислама было изобретено и усердно изучалось сравнительное богословие». А вот признание другого христианина - патриарха Антиохии, так он сказал: «Аллах увековечил империю турок навсегда! Ибо они отдали свой долг и вошли в эру терпимого отношения к людям разной религии, будь то христиане или назореи, евреи или самаритяне».
Современному Западу сегодня необходимо избавиться от снобизма сковавшем их сознание, пересмотреть свое отношение к исламу, отдать должное его месту и роли в истории как собственной так и мировой цивилизации.
Абдурашид Самурский
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment