Thursday, October 8, 2009

Гендиректор ЮНЕСКО: Я лично готова бороться с исламофобией

С приветливой теплой улыбкой новый руководитель ЮНЕСКО Ирина Бокова встретила нас в своем офисе в парижской штаб-квартире ООН. Ирине очень хотелось услышать о реакции на ее избрание в арабском и мусульманском мире, и она с сожалением узнала, что поражение египетского кандидата Фарука Хусни вызвало разочарование в арабо-мусульманской среде, поэтому она решила сразу все прояснить: «Нет, я так не думаю», - сказала Бокова с подчеркнутой решительностью на вопрос о том, была ли она кандидатом от «севера», который нанес поражение человеку с «юга».

«Я была кандидатом от Болгарии, страны, не знающей стандартов «северного государства». Болгария никогда не была колонизатором», - сказала она.

Бокова обошла египетского министра культуры и стала руководителем культурной составляющей ООН, что оказалось довольно неожиданным исходом, поскольку кандидат с «юга» изначально был фаворитом. После обнародования результатов Хусни обвинил ЮНЕСКО в «политизации».

«Вплоть до третьего раунда я была просто выдвиженцем Болгарии. Я даже не считалась единым кандидатом от Европы, - говорит Бокова. - После третьего раунда я смогла получить большинство голосов, причем не только из стран севера».

По словам Боковой, страны «севера» имели только 12 голосов из 58 членов исполнительного совета ЮНЕСКО. «Поэтому получение 31 голоса было действительно победой для третьего мира и других стран, и я, следовательно, не считаю себя ставленником севера», - замечает она.

Богатая арабо-мусульманская культура

Бокова, первая женщина-глава ЮНЕСКО и первый руководитель из стран постсоветского пространства, выражает свое восхищение арабской и мусульманской культурой и цивилизацией. «Культура играет огромную роль в арабском и мусульманском мире, - говорит она. - Я очень хорошо знаю этот мир благодаря его огромному наследию и музеям, которые свидетельствуют о его культурном богатстве».

Бокова, до этого бывшая представителем Болгарии в ЮНЕСКО, рассказала, что во время своей работы в Париже посещала выставки, организованные Институтом арабского мира для демонстрации богатейшей арабо-мусульманской культуры. «Я убеждена, что одной из моих задач как генерального директора ЮНЕСКО является популяризация огромного богатства этой ключевой цивилизации мира, - заявила она. - Я оптимистично настроена в этом отношении. Мы сможем реализовать несколько соответствующих программ».

Еврейское лобби

Бокова отвергла домыслы о том, что ее якобы поддержало влиятельное еврейское лобби, которое собиралось через нее помочь «Израилю» окончательно иудаизировать Аль-Кудс (Иерусалим). «Я никогда не попадала в тиски таких лобби в ходе выборов», - подчеркнула она.

«Что касается Иерусалима, я бы хотела напомнить вам, что город уже находится в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это означает, что любые изменения, производимые там, нарушают международные соглашения и пакты по защите всемирного наследия», - решительно сказала Бокова. Также она напомнила резолюции, принятые ЮНЕСКО в 1968 г. с целью призвать Тель-Авив не изменять ничего в святом городе под предлогом земляных работ.

«Израиль» и его влиятельное лобби в ЮНЕСКО, по слухам, опасались избрания выходца из арабо-мусульманского мира как раз в тот момент, когда реализация планов по иудаизации святого города вновь начали реализовываться.

Исламофобия

Директор ЮНЕСКО повторила свой призыв к человечеству – уважение культурного многообразия означает большую терпимость друг к другу. Подчеркивая стремление организации устранить разрывы и непонимание между культурами и народами, Бокова отметила необходимость борьбы со всеми формами расизма.
«Исламофобия – опасный феномен, и ей необходимо противодействовать, как любой другой форме расизма, - сказала она. - Как генеральный директор ЮНЕСКО, я лично готова бороться с этим явлением».
Бокова вспоминает свой собственный опыт сосуществования с мусульманами в ее родной стране. «В Болгарии у нас есть турецкое мусульманское меньшинство, а также приверженцы Ислама из числа болгар, которые долгое время жили бок о бок с остальным населением, - объясняет она. - Я сама родом из маленькой деревни, где мусульмане составляли 80% населения. Я провела детство и школьные каникулы в этой атмосфере». «Я часто навещала свою бабушку, которая жила в мусульманском районе, и поэтому моя собственная жизнь имела оттенок мультикультурализма и взаимоуважения», - добавляет новый руководитель ЮНЕСКО.
Бокова считает заслугой турецкого сообщества проверенные временем связи между Болгарией и мусульманским миром, особенно, Турцией. «Наши отношения, - говорит она, - основаны не только на общем прошлом, но и на общей судьбе».
Новый директор ЮНЕСКО также отметила, что ее интервью мусульманским журналистам является четким посланием арабскому и исламскому миру. «У меня самой глубокие личные и культурные связи с арабским сообществом. У меня нет каких-либо предрассудков, потому что я знаю этот мир и эту культуру. Я протягиваю руку для совместной работы и прояснения всех недоразумений», - однозначно говорит Бокова.

Хади Яхмид

No comments:

Post a Comment