Thursday, October 29, 2009

Мусульманские государства, а не западная коалиция, должны возглавить мирную миссию в Афганистане.

После восьми лет с начала американского вмешательства в Афганистане - стратегическом перекрестке Азии - эта страна продолжает оставаться смертельно опасной конфликтной зоной. Помочь Афганистану самостоятельно стоять на своих ногах - это императив как для стран этого региона, так и для западных государств, и это задача, на реализацию которой придется затратить десятилетия.

С одной стороны, возглавляемые Западом оккупационные силы в Афганистане привнесли в страну то, что она не знала за последние три десятилетия. Однако само присутствие возглавляемой США коалиции в этой стране, расположенной между Индом и Аму-Дарьей в Центральной Азии, подпитывает местное повстанческое движение. Оно поддерживает огонь войны и препятствует возвращению афганских беженцев в их родные деревни. Присутствие США также мешает развивать потенциал строительства трубопроводов и - что особенно важно - препятствует установлению прочного мира.

Возглавляемое «Талибан» повстанческое движение в Афганистане усиливает свои позиции, а жертвы Запада растут. Предлагаемое Пентагоном решение стоит очень дорого.

Большинство населения Америки, в частности сторонники Демократической партии, настроены против продолжения войны в Афганистане. Они не склонны видеть связь между ситуацией в этой стране и их собственной безопасностью. Оппозиция относительно участия в Афганистане среди других членов НАТО еще сильней. А решимость продолжать это дело у партнеров США по коалиции практически равна нулю.

Вместе с тем, поспешный выход Запада из Афганистана может создать огромный вакуум в стране. Афганистан раздроблен и покрыт язвами этнического и племенного разделения. Единственный «успех» правительства этого государства - это выборы, подтасованные в его собственную пользу.

Военные правители и полевые командиры правят на большей части страны. Национальная армия и полиция через несколько лет едва смогут защитить страну своими силами. Другие государственные учреждения не обладают даже минимумом человеческих и финансовых ресурсов для функционирования без иностранных подпорок.

Войска США, и Запада в целом, должны уйти. Но, поскольку Афганистан останется зависимым от международной помощи для обеспечения своего развития и безопасности, эти войска не могут уйти, не заполнив чем-то образовавшееся свободное место.

Какое же может быть решение? Мусульманские и государства региона должны заполнить освободившееся месте.

Большая часть повстанческих сил Афганистана ориентирована на борьбу против присутствия немусульман в этой почти полностью мусульманской стране. В заявлениях «Талибан» руководимую США коалицию называют «крестоносцами» и сравнивают их с предыдущими агрессорами, в частности с англичанами. Чувствительность к немусульманскому военному присутствию на своей родине сближает афганцев с иностранными добровольцами, находящимися в Афганистане, на основе общего дела, что представляет прямую угрозу для США на их собственной территории, а также за ее пределами.


Однако самые непримиримые из афганских мятежников будут склонны к сохранению мира и созданию государства во взаимодействии с мусульманскими странами, пока их фракции будут участвовать в соглашении о разделе власти в Кабуле.

Организация Исламская конференция - ассоциация, включающая в себя более четырех дюжин мусульманских государств, должна создать в Афганистане контактную группу под руководством Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии и Турции. Она возглавит коалицию мусульманских государств, ответственную за политическое примирение, поддержание мира, экономическое развитие, а также создание элементов государственного управления в Афганистане.

Такие богатые мусульманские государства, как Малайзия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты, могут предоставить необходимые средства. Члены НАТО, а также Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Россия и Китай, могут также предоставить финансовые средства и помощь специалистов.

Однако военное присутствие должно быть ограничено персоналом из мусульманских государств. Учитывая проблемные отношения Афганистана со своими соседями, миротворцы должны не должны быть из соседних государств, это могут быть Бангладеш, Египет, Индонезия, Иордания и Турция.

Многие из этих государств обладают ценным опытом, который они могли бы использовать. Бангладеш, например, - это ведущий поставщик военнослужащих для миротворческих миссий ООН. Турция (член НАТО) и ОАЭ уже имеют физическое присутствие в Афганистане. Усилия по поддержанию мира в Афганистане могло бы быть естественным продолжением их участия в сегодняшней военной миссии.

Египет, Пакистан и Турция имеют высоко организованные бюрократические системы и армии в сравнении с другими арабскими государствами. Они могут помочь в обучении гражданских, дипломатических работников, а также сотрудников служб безопасности.

Руководимая мусульманами миссия в Афганистане предоставит возможность средним державам, вроде Египта или Турции, возродить роль региональных лидеров, которая у них когда-то была. Это также создаст таким региональным соперникам, как Иран и Саудовская Аравия, платформу для конструктивного разрешения проблемы, которая является составной частью их озабоченностей и интересов в области безопасности.

Значительное число таких международных организаций, как Исламский банк развития, а также Международный валютный фонд, могли бы продолжить оказывать помощь в восстановлении экономики Афганистана.

Под эгидой пакистанской армии и саудовской королевской семьи этот план мог быть представлен лидеру афганского движения «Талибан» Мулле Мухаммаду Омару. Через своего официального представителя он ранее ясно дал понять, что хочет вести диалог с правительством в Кабуле, но только при условии вывода из страны руководимой США коалиции.

Его представители и другие региональные военные руководители могли бы быть объединены с широким кругом афганских политических, религиозных и племенных лидеров в рамках «лоя джирги» или большого совета. Это могло бы состояться в Кабуле или другой мусульманской столице для определения переходного коалиционного правительства на фоне разбитого по срокам вывода западного военного контингента.

Ариф Рафик - президент центра «Vizier Consulting LLC», разрабатывающего стратегические рекомендации по политическим вопросам и вопросам безопасности на Ближнем Востоке и в Южной Азии.
«Christian Science Monitor» (перевод «ИноСМИ»)

No comments:

Post a Comment