Sunday, October 25, 2009

Нет пути домой. Трагедия палестинской диаспоры..

Циничная, но в то же время пользующаяся популярностью практика в ближневосточной политике, когда главы государств осуждают политический и гуманитарный кризис четырех миллионов палестинцев, проживающих на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, одновременно полностью игнорируя борьбу около пяти миллионов палестинцев, живущих в арабских странах.
Несколько десятилетий арабские правительства оправдывают свое решение содержать миллионы палестинских беженцев в грязных лагерях как средство оказания давления на «Израиль». Проблема беженцев будет решена, говорят они, когда «Израиль» согласится дать палестинцам собственное государство.

Спустя два десятилетия по окончании холодной войны и двух войн в Персидском заливе, после провала т.н. «мирного процесса» в Осло ни один палестинец не вернулся в «Израиль». Лишь горстка стареющих политических функционеров перебралась из соседних арабских стран в Сектор Газа и на Западный берег. Вместо этого провалившиеся мирные планы и переменные политические приоритеты вылились во вторую Накбу – на этот раз от рук арабских правительств. «Изолированные, лишенные элементарных политических и экономических прав, загнанные в лагеря, без каких-либо перспектив, стоящие на самом краю бездны», - так говорится в докладе Международной кризисной группы в Ливане, которая охарактеризовала население лагерей беженцев как «бомбу со взведенным часовым механизмом».

Тот факт, что расколотая палестинская политическая элита молчит о ненадлежащем обращении с палестинскими вынужденными переселенцами арабских государств, не делает подобное поведение менее предосудительным или менее опасным. 250 тысяч палестинцев были изгнаны из Кувейта и других стран Залива с целью наказать палестинское руководство за поддержку Саддама. Десятки тысяч палестинских беженцев в Ираке подвергались преследованиям после второй войны в Персидском заливе.

В 2001 г. палестинцы в Ливане были лишены права обладать собственностью или наследовать её, приобретенную, своим детям. Им также запретили работать врачами, юристами, фармацевтами и т.д. (в 20 других профессиях). Даже палестинская диаспора в Иордании – наиболее дружественном к палестинцам государстве – имеет основания опасаться официальных угроз лишения гражданства. Систематический отказ арабских правительств предоставить основные права человека палестинцам, которые рождаются и умирают в их странах, наряду с периодической высылкой целых палестинских общин, напоминает то, как обращались с евреями в средневековой Европе.

Даниэль Курцер, который был послом США в «Израиле» и Египте, а сейчас консультирует администрацию Обамы, говорит, что все американские правительства отказывались решать то, что он назвал самой болезненной проблемой конфликта – нормализацию статуса палестинцев – либо через право на возвращение в Палестину, либо через предоставление гражданства в других странах. «Беженцы являются ключом к этому конфликтному соглашению, и никто не знает, что с ними делать».

И даже если план Обамы о скором заключении окончательного соглашения об урегулировании палестино-«израильского» конфликта вдруг материализуется (что маловероятно), миллионы палестинцев будут продолжать жить в ветхих лагерях, обитателям которых запрещено владеть землей или участвовать в нормальной экономической жизни.

Единственная реальная власть, которая знакома палестинцам, живущим в лагерях – это U NRWA - Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Оно было создано Организацией Объединенных Наций 8 декабря 1949 г., чтобы оказать помощь 650 тысячам несчастных палестинских беженцев после войны 1948 г. Оно добивается выделения субсидий и помощи для палестинских вынужденных переселенцев, которые определены как «люди, обычное место проживания которых была Палестина с июня 1946 г. по май 1948 г».

•••

Включение потомков этих палестинцев в мандат UNRWA как беженцев не имеет аналогов в международном гуманитарном праве. Именно этим фактом объясняется рост официального числа вынужденных переселенцев с 710 тысяч до 4,6 млн. во время десятилетий, когда число стареющих беженцев войны 1948 г. на самом деле снижалось. UNRWA предоставляет статус беженцев детям и внукам и внукам детей этих палестинцев, согласно принципу патрилинейного наследования, не ограничивая число поколений, которые могут получить статус беженцев. Это сделало возможным для принимающих стран пренебрегать своими обязательствами по нормам международного права. Согласно статье 34 Конвенции ООН о предоставлении статуса беженцев, «договаривающиеся государства будут по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев. В частности, они будут делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов» - это противоположность тому, что происходит с палестинцами во всех арабских странах, где они осели, за исключением Иордании. Конечно, можно очень легко критиковать UNRWA, однако сложно даже представить, сколько палестинских беженцев сохранили свои жизни при помощи этого агентства.

Ответственность за юридическое определение их судьбы находится вне рамок мандата UNRWA , как заявила генеральный секретарь UNRWA Карен Абу Зейд на ежегодной церемонии в Нью-Йорке 24 сентября перед аудиторией, где присутствовали также экс-президент ПА Аббас и королева Иордании Рания – палестинка по происхождению. «Затянувшаяся ссылка палестинских беженцев и ужасающие условия, в которых они находятся, в частности, на оккупированных палестинских территориях, не согласуются с обязательствами государств по Уставу ООН», - отметила г-жа Абу Зейд. В результате, беженцы оказываются в «состоянии приостановки существования», и никто не имеет желания взять политическую ответственность за это, говорила генеральный секретарь UNRWA на форуме, организованном в Принстонском клубе днем ранее. Остальная часть дискуссии, которой руководил посол Куртнер, показала, что так и не удалось выработать решение по проблеме палестинских беженцев.

«Вы не можете игнорировать целую нацию только потому, что это неудобно или не подходит вам», - заявила д-р Карма Набулси, преподаватель в Оксфорде и бывшая представительница палестинцев в ООН.

В период сразу после ословских соглашений, добавила она, палестинцы в арабских странах надеялись на репатриацию в районы, находящиеся под управлением палестинской администрации. Теперь надежда и оптимизм уступили место отчаянию. «Кто из молодых палестинцев захочет поехать в Сектор Газа или на Западный берег р. Иордан?»

Бывший министр иностранных дел «Израиля» Бен Ами, который вел переговоры с палестинским раисом Ясиром Арафатом на провалившемся саммите в Кэмп Дэвиде в 2000 г., заявил, что «Израиль» пресекает все заявления, которые пытаются возложить ответственность на сионистское образование за возникновение проблемы палестинских беженцев в 1948 г.

Безразличие к судьбе палестинских вынужденных переселенцев можно было увидеть и у партнеров по переговорам с «Израилем» в эпоху Осло. «Ясир Арафат не был защитником беженцев, - отметил Бен Ами. – Его больше волновал вопрос о статусе Иерусалима. Я сам слышал, как он говорил окружению в моем присутствии : Оставьте меня в покое со своими беженцами».
Ни для кого не секрет, что определенные арабские режимы считали палестинцев под руководством Арафата нежеланными "элементами". Арафат часто угрожал дестабилизировать регион, чтобы заставить арабские режимы финансировать палестинскую борьбу.
На Западном берегу шансы на нормальную жизнь палестинской общины заметно сократились из-за незаконных еврейских поселений, арестов, блокпостов и КПП, а также 15-летнего преследования со стороны ФАТХ. Даже при наилучшем раскладе приток беженцев далее будет дестабилизировать палестинскую экономику, которая держится на плаву лишь благодаря самой высокой иностранной помощи в мире из расчета на душу населения.

Куртцер согласился с тем, что никто не согласен пойти на соглашение, которое позволит палестинской диаспоре возвратиться домой. «Большинство палестинских беженцев знают это». Так что, чем ждать, пока американские посредники или арабские государства навяжут им собственное решение проблемы, палестинцам следует начать бороться с очень серьезными и сложными проблемами, которые должны присутствовать в резолюции по их политическому и экономическому будущему. «То, что нам необходимо – это саммит беженцев», - говорит Д.Куртцер. «Я считаю, что диалог должен стартовать изнутри и в ближайшее время».

После 60 лет проигранных войн и проигранного мира пришло время отставить в сторону политику и потребовать выполнения элементарных прав палестинских беженцев в арабских странах, независимо от того, вернутся ли дети их детей в Хайфу когда-нибудь. Как Саудовская Аравия не желает принимать у себя туристов из «Израиля», так эта страна может позволить себе с легкостью интегрировать 240 тысяч палестинских вынужденных переселенцев, которые уже проживают в королевстве – как это было сделано в Египте, который получил 60 миллиардов долларов от США в качестве помощи при населении в 81 миллион человек и даровал права 70 тысячам палестинцам и их потомкам. Можно представить тот гнев, который возникнет у мирового сообщества в отношении «Израиля», если «израильские» арабы будут подвергнуты таким же дискриминационным законам, которые наложены на палестинцев, проживающих в арабских странах. Конечно, палестинские арабы должны сохранять свою национальную мечту о собственном независимом государстве в странах, где они родились, но они также должны иметь право на работу, на голосование и на владение собственностью.

Практическое решение проблемы палестинских беженцев в арабских странах должно сфокусироваться на Сирии, Ливане и Иордании, где проживают почти три миллиона из 4,6 млн. вынужденных переселенцев. Хотя каждое из этих государств выбрало собственный юридический и политический подход к беженцам 1948 г. и их потомкам, у них есть общая характерная черта: политическое желание не предоставлять права палестинских резидентам, рассматривая их как нежеланных гостей или как инструмент воздействия в своих политических интересах, и очень редко считая их полноправными членами общества. Ливан, где палестинцев ругают за разжигание гражданской войны 1975 г., хуже всего выполняет свои обязательства. Но даже в Иордании, которая во многих аспектах являет собой модель гуманного отношения к широкому слою палестинских беженцев, они не чувствуют себя на сегодняшний день в безопасности, как это было двадцать или даже пять лет назад.

•••

За пределами Ирака, палестинское население которого бежало после падения Саддама, ситуация с беженцами также критична, как и в Ливане. С начала 60-х гг. прошлого века палестинским беженцам было отказано в работе в области медицины и права. В 2001 г. ливанский парламент принял поправку к закону о собственности, согласно которой запрещается приобретение недвижимости лицом, «не являющимся гражданином признанного государства» - здесь подразумеваются 250 000 – 400 000 палестинцев, проживающих Ливане. Палестинцам, которые приобрели собственность до 2001 г., запрещено передавать ее по наследству своим детям.

Праворадикальные христиане готовы поддержать дискриминационное законодательство, которое еще сильнее ухудшает положение палестинских беженцев в Ливане. Цель такой политики – упредить возможность начала процесса их натурализации - «таутин». В своей инаугурационной речи в мае 2008 г. ливанский президент Мишель Сулейман, христианин по вероисповеданию и бывший главнокомандующий ВС страны, подтвердил еще раз, что «Ливан категорически отказывается от натурализации». Это заявление перекликается со словами бывшего посла Ливана в США Насиба Лахуда, который сказал нам недавно в Бейруте: «Конфессиональный баланс не позволяет, чтобы это произошло… В настоящий момент палестинцы являются гражданами государства, которого не существует». Такую же идею высказал и пресс-секретарь «Хизбаллах» Хассан Ходродж: «Угроза таутина серьезна. Это один из способов, которым «Израиль» при поддержке США поддерживает нестабильность в регионе».

Тот факт, что уровень жизни палестинских беженцев в Ливане определяется как «катастрофический» и UNRWA , и правительством этой страны, может быть понят как результат целенаправленной политики государства, которую поддерживают все партии Ливана, разделенные по конфессиональному признаку.

Член парламента Гассан Мухейбир пояснил в интервью Международной кризисной группе: «Наша официальная политика – содержать палестинцев в ненадежной, шаткой ситуации, чтобы предупредить возможность их натурализации или постоянного проживания».

Теперь результат этой ужасающей политики не ограничивается пределами лагерей беженцев в Ливане. В своей монографии «Джихад каждый день» французский ученый Бернар Ружьер описывает свой опыт пребывания в лагере Эйн аль-Хильва, ставший домом для 70 тысяч палестинцев. Он пишет о результатах долгих лет изоляции и маргинализации, когда беженцы потеряли связь и со своей утраченной родиной, и со страной, где они родились. В итоге, многие оставили идеи национализма ради радикальных апокалиптических учений, созвучных идеологии «Аль-Каиды». «Вооруженные палестинские салафиты посвятили свою жизнь защите виртуальных границ идентичности, объявив себя защитниками суннитского ислама по всему миру», - пишет Б.Ружьер.

Посетители лагеря Эйн аль-Хильва сразу замечают, что они попали в иной мир. Хотя ливанская армия установила КПП вокруг лагеря, само ливанское государство никак не представлено внутри него. Продовольствие, вода и все остальное предоставляется UNRWA . Вооруженные группы открыто демонстрируют свое оружие и призывают новых рекрутов под свои стяги. Легко понять, почему обещание мусульманского рая без границ завоевывает все большее число сторонников.

«Ситуация в лагере ухудшается», - сказал нам Б.Ружьер, когда мы спросили, улучшается ли положение палестинцев в Ливане. Связанные своей абсолютной оппозицией к таутину, ливанские лидеры создают радикализованное палестинское население, которое следовало бы интегрировать в государство, а не создавать ситуацию, когда оно становится абсолютно нелояльным к властям.

Сахар Атраш, один из главных авторов отчета Международной кризисной группы по проблемам палестинских беженцев в Ливане, соглашается. «Палестинским вынужденным переселенцам не хватает средств для социально-экономического развития. У них отнята надежда. Они уязвимы во всех аспектах – политическом, правовом и физическом. Статус-кво не благоприятен ни для беженцев, ни для Ливана».

•••

Хотя палестинским беженцам и их потомкам в Сирии не разрешается участвовать в выборах или иметь сирийские паспорта, они не подвергаются такой дискриминации, которая превратила палестинские лагеря в Ливане в площадку для поиска кадров для «Аль-Каиды». Правовой статус палестинских беженцев в Сирии определен законом 1956 г., по которому государство предоставляет им «право на трудовую деятельность, торговлю, службу в госучреждения, сохраняя при этом свою исконную национальную принадлежность». Свыше 100 000 человек из приблизительно 450 000 палестинцев Сирии проживают в лагере Ярмук, который уже давно превратился в одно из предместий Дамаска.

И хотя палестинцы достаточно разумно интегрированы в сирийскую социо-экономическую структуру, они, по мнению исследователя Лори Бранда, не участвуют в политическом процессе. Кроме того, им запрещено приобретать сельскохозяйственные наделы и владеть более, чем одним домом. Женщины – потомки палестинских беженцев – могут получить сирийское гражданство, если выйдут замуж за сирийца. В то же время мужским наследникам беженцев и их детям это гражданство не предоставляется, если они женятся на сирийке.

Главный интерес Сирии в палестинских беженцах коренится в политике Асада по отношению к своим соседям - Ливану и «Израилю». Дамаск уже давно предоставляет убежище палестинским фракциям Сопротивления, которые не приняли "соглашений Осло", как например, Народный фронт освобождения Палестины – Генеральное командование Ахмад Джибрила. Кроме того, Дамаск стал политическим центром ХАМАС. «Поддержка Сирией вооруженных палестинских фракций – это клюк к оказанию давления на своих соседей», - пишет аналитик Эндрью Таблер в своем блоге, посвященном Сирии.
Сирия увеличила свой политический вес в мире, поддерживая ХАМАС. Сирия обеспечивает безопасность своих палестинцев, живущих в стране.
•••

Иордания является единственным арабским государством, которое интегрировало палестинцев как полноправных членов общества. И произошло это не только в рамках унификации между Западным и Восточным берегом р. Иордан при правлении Хашемитского королевского дома в период между созданием «государства» «Израиль» в 1948 г. и оккупации Западного берега сионистским образованием в 1967 г., но также и из-за удачи иметь просвещенного правителя, который с состраданием отнесся к 100 тысячам беженцев, которые пересекли р. Иордан во время Накбы 1948г. «Израильская» оккупация Западного берега после войны 1967 г. вызвала второй исход палестинцев в Иорданию.

На сегодняшний день почти одна треть населения Иордании зарегистрирована как палестинские беженцы. Это является наиболее плотной концентрацией общины нынешних и бывших беженцев в палестинской диаспоре. Естественным образом возникло напряжение между палестинцами и истеблишментом Восточного берега. Этим летом в Аммане двусмысленные декларации нового "министра внутренних дел" Наифа аль-Кади, который относится к антипалестинской направленности, заставили многих подданных королевства палестинского происхождения испугаться возможности лишения иорданских паспортов. В интервью лондонской газете «Аль-Хайят» Н.Кади подтвердил, что некоторых палестинцев лишат иорданского подданства. Это стало ответом на планы «Израиля» превратить Иорданию в альтернативный национальный очаг палестинцев. « Нас должны благодарить за такой шаг . Мы выполняем свой национальный долг, поскольку «Израиль» стремится изгнать палестинцев из их родины», - заявил "министр". Среди многих представителей палестинской общины распространилась паника.

В интервью в этом месяце один из официальных представителей Иордании попытался заглушить эти страхи, что, однако, позволяет предположить, что существовала некая основа для высказываний Н.Кади. Фейсал Бакр Кади, директор управления инспекций МВД, заявил, что палестинцы в Иордании не будут лишены своих паспортов. Он пояснил, что нынешний пересмотр правительством национального статуса палестинцев относится к 1988 г., когда король Хуссейн, в ответ на требования палестинских и арабских лидеров, перестал управлять Западным берегом. Палестинские беженцы, т.е. те, кто пришел в Иорданию в 1948 г., останутся «полноправными иорданскими гражданами». «Перемещенные» палестинцы, или те, кто приехал в 1967 г. и после, смогут сохранить свои внутренние паспорта и де-факто гражданство, если они вернутся на Западный берег и продлят свои «израильские» паспорта, что позволит им передвигаться между Иорданией и Западным берегом.

С 1983 г. Иордания предоставила требуемые внутренние паспорта, которые дают возможность палестинцам работать без специальных разрешений, платить местные сборы в образовательные учреждения и приостановила действия документов или понизила их статус для 15 856 человек. В 2009 г. статус палестинских вынужденных переселенцев был повышен у 9 956 человек и понижен у 291, рассказал Бакр Кади.

И хотя многие дипломаты ставят под сомнение приведенные цифры, иорданцы продолжают настаивать на том, что не существует заговора или плана по изгнанию или лишению гражданства палестинцев, которые прожили почти всю свою жизнь в Иордании. «Мы хотим уверить, что когда (если) в результате мирного процесса удастся создать независимое палестинское государство, палестинцы, живущие в Иордании смогут выбрать свое гражданство», - заявило лицо, приближенное к королю Абдалле II.

Однако различия, которые, кажется, имеют значимость для Аммана, не ясны тем 94 тысячам палестинских жителей лагеря беженцев Бакаа, самого крупного из 10 официальных лагерей, управляемых ООН. Некоторые палестинцы в Бакаа жалуются на «новые правила» и на отсутствие идентификационных карт, которые дают право на работу без специальных разрешений и на обучение детей в государственных школах. Тревоги о будущем наполняют этот ветхий пригород на севере Аммана, который возник как центр оказания экстренной помощи после войны 1967 г., а теперь стал беспорядочно застроенным мини-городом со своими магазинами, палатками и услугами. Многие люди, с которыми нам пришлось говорить, рассказывали о том, что они знают кого-то, или у них есть сосед, родственник, друг, паспорт которого либо был отозван или статус изменен.

Для многих этих беженцев на дне иорданской социальной и экономической пирамиды жизнь без документов означает скрываться от полиции, которая постоянно патрулирует улицы их лагеря, быть слишком бедным, чтобы отправить немного денег своим 8-10 детям для учебы в колледже, низкооплачиваемая работа и лишь оставаться со старой, потертой мечтой о возвращении на Родину, которую большинство из них не видело.

Существует подозрительность со стороны государства и со стороны собственных соседей, которые делятся на людей 1948 г. и людей 1967 г. «Некоторые из новичков готовы отдать Аль-Аксу ради иорданского паспорта»,- говорит Хеба, мать восьмерых детей.

«Мы иорданцы», - говорит ее сын Мустафа, худощавый 20-летний юноша в оранжевой футболке с надписью на неизвестном языке. «Это самое лучшее место в мире», - говорит он, указывая на гостиную, устланную потертыми коврами и изветшавшими подушками, на которых спит он и все семь его братьев. «Мы никогда не уедем отсюда. Но я верен моей стране и однажды я приеду туда».

Он пришел в замешательство, когда его спросили, какую страну он считает своей – Иорданию или Палестину. «У нас нет надежного основания здесь, однако мы иорданцы», - сказал Мустафа, лежа на матрасе в двухэтажном доме из цемента, в то время как одна из его пятерых дочерей предложила тонкие стаканы с травяным чаем и кофе с кардамоном. « Все , что у меня есть , находится здесь . Этот дом . Моя работа . Моя машина. Что у меня будет в Наблусе? Мои дети не знают ничего, кроме Иордании, и мы останемся здесь».

Эта убежденность, которая отзывается эхом среди ветхих домов в Бакаа, - это именно то, чего опасается истеблишмент Восточного берега р. Иордан. У иорданцев есть причины бояться своих палестинских гостей. Многие из них не забыли «Черный сентябрь» - гражданскую войну, развязанную Арафатом и ФАТХ в 1970 г., которая почти опрокинула королевству короля Хусейна.

Иорданцы опасаются требований политического равенства от палестинцев, многие из которых, возможно, решат остаться в Иордании, отказавшись от права на возвращение в обмен на компенсации. Окончание палестино-«израильского» конфликта, без сомнения, станет угрозой для негласного разделения силы в королевстве: представители Восточного берега доминируют в армии, спецслужбах и на госслужбе, в то время как палестинцы диспропорционально представлены в бизнесе. Палестинцы имеют право давать совет королю в королевском суде, однако лишь один палестинец был премьером, и то продержался восемь месяцев. Лишь 23 кресла из 110 получили палестинцы в иорданском парламенте.

«Чем ближе мы подходим к решению вопроса» - говорит Аднан Абу Уди, бывший советник в королевском суде, - тем более тревожным становится общество. Мы подходим к моменту истины».

The Independent, 22 октября 2009 г.

No comments:

Post a Comment