Тема ядерных амбиций Ирана – одна из наиболее актуальных в последние годы. Все чаще аргументы противников приобретают настолько «стальной» оттенок – что, кажется, войны не избежать. С учетом же того, что главным критиком Ирана выступают США – сразу же на свет Божий появляются апокалипсические сценарии перерастания локального ближневосточного конфликта в полноценную третью мировую.
Аналитики, эксперты и наблюдатели всех стран занимаются прогнозами – когда же именно Иран заимеет собственную атомную бомбу. Судя по разбросу этих прогнозов – называются сроки от двух-трех месяцев до 15 лет – основной базой вышеупомянутой аналитики становится гадание на кофейной гуще. Или же успешные усилия спецслужб, знающих правду, с целью замутить от рядовых граждан истинное положение вещей. С не меньшим успехом подхватываемые частью СМИ – для создания соответствующего информационного фона для возможной атаки на Иран. Так кто и кому угрожает, насколько серьезна угроза войны и ее масштаб?
СЛУХИ ОБ ОПАСНОСТИ СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
Стремление руководства Ирана развивать собственную атомную индустрию не вызывает никаких сомнений. Зато уверения отдельных иранских политиков в том, что их интересует лишь исключительно «мирный атом», вызывает нескрываемый и вполне обоснованный скепсис. Ведь те страны (не исключая и европейские), которые используют ядерные технологии только на атомных электростанциях, соглашаются на жесточайший контроль за их работой со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Мимо этого серьезного учреждения не «проплывет» ни одни грамм неучтенного радиоактивного материала, пригодного для изготовления атомной бомбы. А у Тегерана отношения с МАГАТЭ, мягко говоря, натянуты – несмотря даже на арабское происхождения шефа агентства Мухаммада Аль-Барадеи, в прошлом видного египетского политика.
Логика иранских лидеров строится на формальном педалировании презумпции невиновности: «Пока у нас нет бомбы, за что же вы нас критикуете?» Их оппоненты, не менее резонно, возражают: «Когда у вас появится своя бомба, будет поздно принимать какие-то профилактические меры, санкции».
Но представим себе самый кошмарный для Запада сценарий - Тегеран уже за несколько месяцев становится обладателем собственного ядерного оружия. Что дальше? Конечно, ходульный образ кровожадно-фанатичного режима иранских мулл, нарисованный западной прессой, предполагает немедленное его использование против стран «погрязших в грехе» - Европы и США. Но тут же возникает немало вопросов. Первый – как будет осуществлена доставка ядерных бомб к целям? Обычные боевые самолеты не преодолеют натовскую систему ПВО, то же касается и устаревших иранских крылатых ракет.
Баллистические ракеты? Иранские имеют радиус действия всего-то около полутора тысяч километров – и долетят, разве что до Турции. Ну, пожалуй, еще до ни в чем не повинных и ничего не решающих в политике Евросоюза Балкан. Северокорейские ракеты, судя по результатам их испытаний Пхеньяном, представляют гораздо большую опасность для своих владельцев, нежели врагов. И все равно, в лучшем случае, смогут долететь максимум до бедного юга Италии.
Конечно, можно еще воспользоваться чисто террористическими способами доставки – на борту гражданских самолетов, судов. Но все равно, этого будет маловато для нанесения серьезного ущерба. Зато достаточно, чтобы разозлив Запад, заставить его забыть о гуманной практике последних десятилетий с их «щадящим» оружием, «точечными» ударами - и вспомнить хотя бы собственный опыт 65-летней давности. Когда, скажем, в ходе «ковровых» бомбардировок в «огненных бурях» живьем горели сотни тысяч жителей британского Ковентри и немецкого Гамбурга. А совместный удар армий НАТО наверняка превратит Иран в лучшем случае, в пустыню. Хорошо если не радиоактивную.
Кстати, хоть и менее кровавый, но ничуть не менее разрушительный эффект на экономику и все сферы жизни средневосточной страны произведет и жесткое эмбарго на покупку иранской нефти и поставки западных товаров. Пока таким решениям Совбеза ООН противятся Россия и Китай, но они изменят свою позицию к нарушителю моратория на первое боевое применения ядерного оружия после окончания Второй мировой войны.
Муллы, конечно, как и их паства, верят в «священную войну» и рай для мучеников за веру, но вовсе не с таким фанатизмом, в котором хотят уверить читателей западные СМИ. Гораздо более мощный в военном отношении СССР тоже исповедовал идеологию победы коммунизма во всем мире, но мировую войну с этой целью начинать не спешил. Так и Тегеран после смерти Хомейни значительно смягчил прежний радикализм, в 2001 году осудил знаменитые теракты против башен ВТЦ в Нью-Йорке и до сих пор не спешит поддерживать афганских талибов. Хотя, казалось бы, все это помогало в борьбе против «большого Сатаны» – как именовал США покойный лидер исламской революции.
В БОРЬБЕ С «ИЗРАИЛЬСКОЙ ИНФЕКЦИЕЙ»
Получается, никакой серьезной угрозы для развитых стран Запада иранская ядерная программа не несет. Во всяком случае, пока. Или несет в той же мере, как и наличие ядерного оружия у Пакистана, Индии, Израиля, и, по слухам, Южной Африки.
Тем не менее это не означает, что Тегеран собирается заиметь собственную бомбу исключительно для повышения самооценки или обороны в случае нападения превосходящего по силе противника. С момента прихода к власти исламского режима, Иран явно решил сделать одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы лозунг «Нет Израилю!»
Лозунгу этому лет столько же – сколько и еврейскому государству, возрожденному на берегах Средиземного моря. В ходе нескольких войн во второй половине XX века окружающие арабские страны пытались ликвидировать нового соседа, но потерпели неудачу. И, либо слегка помирились с Тель-Авивом, как Египет при Садате, либо просто смирились с фактом существования Израиля. На этом фоне пальму первенства в антиизраильской борьбе и самозванно взял на себя исламский Иран.
У Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ) есть еще один крупный козырь – ядерное оружие. В его существовании, особенно после откровений израильского техника Мордехая Вануну, с последующим с похищением спецслужбами своей страны и осуждения за измену, ныне сомневаются разве что США. Потому как признай Вашингтон существование «израильской бомбы» – ему пришлось бы прекратить любую помощь Тель-Авиву. Выполняя собственный же закон от 1976 года, запрещающий оказывать любые преференции нарушителям Договора о нераспространении ядерного оружия.
Но то, чего не хотят замечать американцы, видят иранцы. Для паритета со своим нынешним заклятым врагом им и нужна своя атомная бомба. Еще в начале 1990-х президент Ирана Хашеми-Рафсанджани вслух мечтал: «Как только у нас появится первая атомная бомба – ее вполне хватит для уничтожения Израиля». А если вспомнить совсем недавние сравнения еврейского государства с «инфекцией» из уст нынешнего президента Ахмадинеджада, можно всерьез опасаться и попытки скорой «дезинфекции». Возможно и «ядерной».
ВОЙНА БЕЗ ГРАНИЦ
Конечно, 100-процентной вероятности нанесения ядерного удара по Израилю после успешного завершения иранской ядерной программы нет. Но опасность, тем не менее, существует. Судя по активизации израильских военных, до создания «исламской бомбы» остались, не годы, а месяцы. Что же намерен предпринять Тель-Авив? Надежды на американское вторжение в Иран тают с каждым днем. Новой американской администрации, увязшей в Ираке и Афганистане, на фоне нарастающего кризиса, просто не с руки начинать полномасштабную войну в Заливе. Тем более иранцы со своей исламской демократией, настроены на серьезный отпор агрессору сильнее, нежели их соседи из диктаторского Ирака 8 лет назад.
Но Израиль особо в такой массированной поддержке и не нуждается. У него накоплен богатейший опыт военных операций «на грани фола», с весьма слабой опорой на международное право - и блестящие акции спецназа в сопредельных арабских странах, и авианалет на Багдадский ядерный реактор в 1981 году. На днях израильские ВВС провели «генеральную репетицию» упомянутой «багдадской» операции в воздушном пространстве между Израилем и Гибралтаром.
Военный потенциал Ирана и Израиля формально сравним. Отчего из Тегерана и звучат шапкозакидательские уверения в способности «уничтожить ближневосточного врага за 11 дней». На самом деле, все сложнее. Сухопутной границы у этих государств нет – так что воевать придется исключительно с помощью авиации. А она у Ирана гораздо слабее, чем у противника, и состоит из устаревших российских самолетов, а также совсем стареньких американских, поставленных еще при шахе.
Но даже и применение наличной авиации для обеих враждующих сторон затруднено. Достаточно посмотреть на карту – ударным эскадрильям придется лететь то ли через Ирак, то ли через Иорданию, то ли через Саудовскую Аравию. Сомнительно, чтобы даже проамериканский режим Багдада долго пропускал над своей территорией израильские ВВС. Тем более что Вашингтон будет недоволен нападением своих израильских союзников на Иран без их согласия. А слабенькая авиация и ракеты Ирана без труда будут сбиты израильской ПВО без помощи зенитчиков «транзитных» государств.
Словом, ожидаемая война с Ираном выльется в обычный налет израильских самолетов на ядерные центры исламской республики. В ответ последуют вялые авианалеты и ракетные удары по территории Израиля. Но вреда от них будет не больше, чем от нынешних обстрелов тамошних городов палестинцами. И уж куда меньше, чем от возможного взрыва ядерной бомбы – если ее таки успеет создать Тегеран.
Угроза всплеска терроризма? Но еврейское государство, пожалуй, единственное в мире, где к такой угрозе уже давно привыкли и умеют с ней бороться. В отличие от тех же США. А так – Вашингтону можно будет даже осудить «необоснованное применение силы» союзником – конечно же, не доводя дело до санкций Совета Безопасности. Возрастание террористической угрозы против Европы маловероятно – европейцы никогда не поддерживали жесткие меры против исламского мира.
Таким образом, вероятность вступления в военную фазу иранского кризиса великих держав в настоящий момент значительно уменьшилась. Хотя и увеличилась вероятность израильско-иранского противостояния. Спасибо мировому финансовому кризису хотя бы за то, что «третья мировая» стала ведущим игрокам не по карману.
Автор: Юрий Крамар
Thursday, October 22, 2009
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment