Thursday, October 8, 2009

Свет с Востока. Европейский Ренессанс, как порождение мусульманской культуры

«Пропасть между мусульманской и западной цивилизациями является непреодолимой» - убеждены многие ведущие мировые политики, ученые и журналисты. Именно точка зрения, что «варварский» Ислам является непримиримым врагом и антиподом «цивилизованного» Запада, становится наиболее распространенной в современном мире. Предположить же, что некогда Ислам выступил, своего рода, отцом и матерью современной западной цивилизации, и в голову никому не приходит.

Откуда есть пошла Европа?

Из плена подобных мифов вырваться не просто. Особенно когда и СМИ, и киноиндустрия, и школьное, и университетское образование, и наука – все основано на утверждениях о том, что Европа является прямой наследницей античной цивилизации, уникальной, самой прогрессивной цивилизацией в мире, не имеющей аналогов в мировой истории. И при этом, якобы, ее вечным соперником, завистником, противником и вечным неудачником является мусульманский мир.

Однако оба представления являются целенаправленно созданными мифами, не более, чем ложными измышлениями, которые призваны были утвердить моральное право Запада на мировое владычество в качестве наследников Рима и Афин. На самом деле Запад никогда не являлся ни духовным, ни культурным, ни политическим наследником античного мира.

Наоборот, формирование феодальных государств Европы означало появление совершенно иной общественной, политической и культурной модели развития. А разрыв между античностью и европейским Ренессансом, который явился эпохой возрождения античного наследия, составлял более тысячи лет.

Сами же древние греки вообще не считали себя европейцами, а, скорее, отождествляли с великой восточной культурой, с Древним Египтом и Финикией, откуда они восприняли и письменность, и основы гражданской культуры, военного и мореходного дела.

Мартин Бернал пишет, что греки прекрасно осознавали свою принадлежность к культурному ареалу Древнего Востока. «Они не только высоко ценили то, чему обучились у египтян и финикийцев, но и… считали своими предками египтян, быть может, мифическими, но это не важно», - заключает он.

Население же современных западных стран воспринималось греками как скопище варваров. Таким образом, древнегреческая культура и цивилизация соотносятся с западноевропейской культурой и цивилизацией примерно так же, как и культура индейцев Северной Америки с современной массовой культурой США.

Еx orienta lux, или Свет с Востока

Очевидно, что феодальная Европа возникла не из античной, а из христианской культуры, полностью отрицавшей прежнее наследие Рима и Греции, считая его языческим. Причем вместе с религиями римского и греческого обществ обновленная христианская Европа полностью отказалась и от античного интеллектуального и научного наследия.

В итоге средневековая Европа погрузилась во тьму невежества, тотальной неграмотности и дикости. И подобное мрачное состояние европейского общества продолжалось на протяжении нескольких веков.

Но что же, в таком случае, послужило толчком для выхода европейского общества из этого мрака к свету научного и культурного Ренессанса и Возрождения? Как мы уже говорили, данный толчок и стимул к преодолению вековой отсталости и невежества для Европы никак не мог исходить от античного научного и культурного наследия. К тому времени, когда Европа утопала в крови междоусобных войн, задыхалась в дыму костров инквизиции, на которых сжигали невинных девушек и ученых по самым нелепым и диким обвинениям, античное наследие для западных стран казалось уже потерянным навсегда.

Толчок Европе, как ни странно, дала именно та сила, которая сегодня представляется всеми СМИ и политиками как смертный враг «цивилизованного Запада» - исламский мир. Блистательные Андалусия, Сицилия, страны Северной Африки и Ближнего Востока, по образному выражению самих западных ученых, явились для мрачной средневековой Европы спасительными «маяками света».

В то время как средние века в европейской культуре ассоциируются со всем самым мрачным, диким, варварским и отсталым, эти же средние века для мусульманского мира являлись периодом наивысшего подъема и цивилизационного расцвета.

В течение нескольких столетий, соответствующих европейскому средневековью, мусульманские столицы – Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и др. – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями крупнейших сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках исламских традиций.

Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к их культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным.

Знакомство с мусульманским наследием и его освоение европейцами началось, в первую очередь, в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов.

Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков. На заре Ренессанса христианская Европа носила восточные одежды, пела арабские песни и читала философские произведения испанских мусульман.

Тема того, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу, достаточно широко раскрыта. Оттого остановимся здесь только на ее некоторых наиболее интересных аспектах.

Создатель и спаситель Европы

«Это история о том, как мусульмане научили Европу жить и думать. Это история о том, как Ислам создал современный мир», - пишет о том периоде писатель и лауреат премии Эдгара Марк Грэхэм. По его словам, не будь того мусульманского влияния на Европу, то западной цивилизации, какой мы ее знаем, возможно, вообще, не существовало бы.

В своей книге, которая так и называется «Как Ислам создал современный мир», он обстоятельно и аргументировано разъясняет, как мусульмане не только сформировали собственные научные школы и новые дисциплины, не только сохранили античное интеллектуальное и научное наследие, значительно их развили, расширили и углубили. Но и то, как это мусульманское наследие создало тот мир, который мы сегодня воспринимаем, как исключительно западный.

Этой же теме посвящена и книга «Что Ислам сделал для нас? Осознание исламского вклада в западную цивилизацию» ирландского автора Тима Уоллеса-Мэрфи. В ней автор раскрывает всю широту и глубину мусульманского вклада в развитие западной цивилизации в сфере образования и, практически, всех известных сегодня наук.

Только передача Европе арабских цифр и системы счета привели к перевороту в познаниях европейцев в математике, алгебре, геометрии, на основе которых получили дальнейшее развитие система преподавания, архитектура, торговля, экономика и последующее процветание всей Европы. Кроме того, мусульмане познакомили Европу с принципами религиозной терпимости, уважения к учебе и знаниям, традициями рыцарства и братства.

Мусульманские мыслители, поэты и ученые, по словам Грэхэма, заложили основу для европейского Ренессанса. Он приводит примеры того, как философские концепции мусульманских ученых, например, андалусского философа Ибн Рушда (Аверроэса) проникали в европейские университеты, оспаривали и опровергали ошибочные и косные догматы ортодоксальной церкви, пробивали путь научным методам в европейском обществе.

Грэхэм указывает на конкретные заимствования Данте в его «Божественной комедии» из произведений великого андалусского автора Ибн Араби. Он вскрывает огромную роль в данном мусульманском влиянии на Данте его наставника Брунетто Латини. Последний долгое время обучался в библиотеке испанского города Толедо, где даже после христианской Реконкисты сохранялась та же интеллектуальная и культурная атмосфера, что и при мусульманском правлении.

Далее в своей книге Грэхэм показывает еще один значимый исторический факт, за который Европа навсегда останется перед исламским миром в неоплатном долгу. Речь идет о том, что в 1260 году мусульмане стали той силой, которая встала на пути монгольских полчищ в Европу. Тогда египетские мамлюки наголову разбили монголов при Айн Джалут в Палестине и, фактически, спасли Европу от разорения и уничтожения.

Это нежданное избавление от смертельной угрозы, которое мусульмане даровали Европе, Грэхэм называет еще одним «даром», который исламский мир преподнес западному миру после «другого великого дара Ислама – знания».

Несмотря на то, что все ведущие эксперты и политики разглагольствуют о неизбежности столкновения мусульманской и западной цивилизаций, Грэхэм не только позволяет себе смелые заявления об определяющей роли мусульманской цивилизации в формировании Европы. Но и утверждает, что мусульманская и западная цивилизации возникли из одних и тех же интеллектуальных и духовных корней. По сути, Запад и Ислам, на его взгляд, можно рассматривать просто как разные стороны одной цивилизации.

Забытый мусульманский Ренессанс

О том, что именно мусульманская цивилизация явилась той силой, которая сохранила для Европы античные знания, подарила собственное научное и духовное наследие и подтолкнула к Ренессансу, пишет и другой автор – Джордж Салиба в своей книге «Исламская наука и вызревание европейского Ренессанса». Его исследование вызвало настолько глубокий интерес в Европе, что автора приглашали с серией лекций по данной теме в многочисленные университетские и исследовательские центры.

В числе авторов, разрабатывающих эту тему, стоит также назвать профессора Чарльза Бернетта, который отслеживал влияние арабских научных трактатов и переводов на европейское общество, выявлял мусульманские корни возрождения наук в Европе.

Бернетт вообще заявляет о том, что влияние мусульманского научного и культурного влияния на Европу было настолько глубоким, что фактически сформировало на европейском континенте новое общество и даже подготовило общественные и экономические условия для зарождения капитализма.

Что же касается самого Ренессанса, то американский автор Чарльз Хаскинс предлагает увидеть в истории не один Ренессанс, не одну эпоху Возрождения, а несколько. Он выделяет Ренессанс 12 века, который был вызван знакомством с мусульманской системой образования и наукой. Ренессанс 15 века, вызванный возвращением в искусство, архитектуру и литературу античных стандартов, которые, опять-таки, были сохранены для Европы мусульманами.

Ренессанс 16 и 17 веков, по словам Хаскинса, снова был вызван к жизни мусульманскими научными достижениями в области астрономии, когда под исламским влиянием формировались научные концепции Галилео и Коперника, полностью перевернувшие все миропредставление европейцев.

Чарльз Бернетт настойчиво убеждает своих западных коллег начать полную переоценку европейского Возрождения с учетом того влияния, которое на него оказали мусульмане. Ведь, как ни странно, даже в западной академической среде данный факт полностью вытравлен из сознания ученых.

Этот процесс вытравления всех следов мусульманского влияния начался с тех пор, как европейцы, перенявшие все мусульманское научное наследие, сами превратились во влиятельную силу, развернули агрессивное вооруженное наступление против своего недавнего учителя, наставника и отца-прародителя. Европейская церковь и правители сделали все для того, чтобы представить в истории европейское Возрождение исключительно как собственное порождение, исключительно европейское явление, не имеющее ничего общего с иными цивилизациями ни в прошлом, ни в настоящем.

Уже цитировавшийся в данной статье Уоллес-Мэрфи заключает в последней главе своей книги: «Даже краткое исследование истории показывает, что европейская культура в долгу перед мусульманским миром. И этот долг огромен и неоценим. Мусульманские ученые сохранили и укрепили знания Древней Греции, заложили основы современной науки, медицины, астрономии и навигации, вдохновили нас на наши культурные достижения. Этот долг перед мусульманским миром вряд ли когда-нибудь можно будет погасить полностью. Однако, при этом мы отблагодарили мусульман веками недоверия, жестокости, Крестовых походов, имперских колонизаций и эксплуатации мусульманских народов».

Салих Ибрахим

No comments:

Post a Comment