Friday, October 16, 2009

Семейный фикх и спасение страны

Специалисты, говоря о демографической ситуации в нашей стране, заявляют, что «Россия движется навстречу смерти». По самым оптимистичным прогнозам к 2050 году численность населения РФ уменьшится примерно на треть и составит чуть более 100 млн. человек.

Такое положение как нельзя более остро ставит вопрос о необходимости всемерной поддержки семьи, как одного из главных источников не только количественного, но и качественного восполнения населения. В связи с этим актуальным становится вопрос использования в деле поднятия престижа семьи потенциала мусульманского права.

Особенности семейного фикха в Исламе

Основной особенностью мусульманского права является тесное взаимодействие с религиозной идеологией и моралью. Эта связь особенно четко прослеживается в нормах, регулирующих семейные отношения.

В основе Ислама лежит идеология, формирующая мировоззрение и жизненные устремления верующего. За ней следуют религиозные предписания, которые определяют уклад жизни мусульманина, а также формируют его морально-нравственный кодекс. На третьем месте располагаются правовые нормы. Эти три взаимодействующих между собой элемента формируют слаженный механизм регулирования семейных отношений.

При таком положении вещей появляется уважение и почитание к нормам права, так недостающее сегодня российскому гражданину. Закон не связывается для мусульманина с конкретными людьми, которые, как многим представляется, следуя своим меркантильным интересам, установили удобные для себя правовые предписания, и даже если были честны, то не столь дальновидны, чтобы учесть все аспекты человеческой сущности.

В мусульманском праве закон исходит от Бога, поэтому имеет статус, во-первых, объективности, во-вторых, безупречности в силу божественного всезнания. Такое понимание правовых положений неоценимо с точки зрения обеспечения правового поведения и, скорее всего, является даже более важным, чем особенности самих юридических норм.

Преимущество мусульманского права

Вне всякого сомнения, существуют вопросы, в которые как государство, так и право, не могут вмешиваться. К подобным сферам может относиться, например, регулирование интимной стороны жизни супругов, обеспечение выполнения супругами своих обязанностей по отношению друг к другу.

Основной обязанностью супругов, вследствие заключенного ими брачного соглашения, является обязанность супружеского сожительства. Но современное государство сталкивается с тем, что принуждение супругов к выполнению данной обязанности со стороны самих властей нереально и неэтично.

У мусульманского права здесь преимущество – эти отношения регулируются нормами религии, то есть, религиозные предписания в данном случае «приходят на выручку» правовым нормам. Шариат акцентирует внимание на вере супругов, которая должна побудить их соблюдать вмененные нормы. Регулируя данный вопрос, Ислам обращается как к мужьям, так и к женам с требованием исполнять упомянутую выше обязанность в отношении друг друга.


Обращение к супругам

Обращение к женщине содержится в хадисе от Абу Хурайры, в котором передается, что «Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если муж позовет жену на ложе, а она откажется прийти, и он разозлится, то будут проклинать ее ангелы до самого утра» (Бухари, Муслим, Ахмад).

Исполнение обязанности супружеского сожительства мужем является, по мнению большинства ученых, установленной Кораном обязанностью (фард). Минимальным, с точки зрения Ибн Хазма, является исполнение этой обязанности раз за период между циклами женщины. При этом, он основывается на следующем аяте: «А когда они очистятся (от месячных циклов), то посетите их как повелел вам то Аллах» (2:222).

Наряду с упомянутым сроком, существуют также мнения о минимальных сроках в четыре и шесть месяцев. Аль-Газали передает от ученых-шафиитов, что правильным будет выполнение этой обязанности не менее раза в четыре дня. Они исходят из того, что при наличии потенциально возможных четырех жен, супруг должен был бы по справедливости посещать каждую по очереди, возвращаясь через каждые четыре дня к первой.

Существует также общее предписание-поощрение в сфере интимной супружеской жизни. Так, в одном из высказываний Пророка (мир ему) утверждается, что мусульманину и мусульманке положена награда за каждый совершенный законный акт близости.

Когда удивленные последователи спросили, разве может человек получить воздаяние у Бога за удовлетворение своих страстей, Избранник Божий (мир ему) ответил: «А если бы он удовлетворял их запретным образом, разве не получил бы он наказания. Поэтому, когда он делает это дозволенным способом, то получает награду» (Муслим).

Гарантии Шариата

Что же все-таки делать, если гражданин не будет обладать достаточной верой и не станет соблюдать права своей жены? Как пишут даже светские ученые, возможен только один законодательный выход из этого положения, дабы гарантировать соблюдение прав женщины – наделение ее правом развода в случае, если муж не выполняет соответствующих обязанностей.

Таким образом, в большинстве современных законодательств каких-либо средств гарантировать совместное жительство супругов не существует, и в конечном счете единственной санкцией обязанности к совместному жительству является только предоставление оставленному супругу права требовать на этом основании развода или раздельного жительства, что и предусматривается мусульманским правом.

Отсюда вытекает и такая функция религиозной составляющей мусульманской правовой системы, как сдерживание от злоупотребления гарантиями. Метод гарантий и сдерживания, характерный для данной правовой системы, заключается в установлении правовых дозволений с одновременным мощным религиозным воздействием, направленным на то, чтобы эти возможности использовались только в крайних обстоятельствах.

Ислам о разводе

Поясним на примере. Ислам разрешает развод – правовая гарантия возможности расторгнуть неудавшийся союз; никто не может принудить супругов жить вместе, если их брак для них в тягость. Однако Ислам в то же время осуществляет религиозное воздействие для того, чтобы этим правом пользовались только те, для кого оно действительно единственный выход.

В связи с этим, существует большое количество религиозных текстов «препятствующих» расторжению брака. Сюда можно отнести хадис о том, что развод – самое богопротивное из всего дозволенного: «Из всего дозволенного самый противный для Аллаха поступок, это развод» (Абу Дауд). Аяты Корана и хадисы, призывающие мужей удерживать жен, даже если они им не по душе: «Живите с ними (т. е. с женами) достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра Благопристойно с ними обходитесь» (4:19).

Также есть хадисы: «Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго» (Муслим). Влияние оказывается и на женскую половину. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Какая бы женщина не потребовала от своего мужа развод без серьезных на то оснований, для нее станет запретным благоухание Рая» (Ахмад).


Пределы многоженства

Такой же механизм действует и в случае с многоженством. Ислам разрешает этот вид брака как гарантию (создания семьи для одиноких женщин, иметь детей для тех, у кого первая жена бесплодна и т. д.), но устанавливает требования, соблюдать которые возьмется только человек, действительно нуждающийся в полигамном браке и имеющий реальную возможность содержать нескольких жен.

Одно из предназначений полигамного брака – гарантировать возможность создания семьи для каждой женщины. Известно, что в большинстве стран мира женское население превышает количество мужчин и остается большое число не обретших семью женщин, чего не наблюдалось бы при наличии в этих странах института полигамии.

Однако, предоставляя право на многоженство, Коран устанавливает строгое требование – справедливость ко всем женам, предупреждая, что несоблюдение этого условия влечет запрет на полигамный брак. Всевышний говорит: «…Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной…» (4:3).

Одновременно, другой аят Корана еще больше предостерегает мужей, указывая, что в их сердцах никогда не будет равного чувства к женам, следовательно, есть опасность нарушения равенства и в жизни: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании» (4:129).

В пояснении к упомянутому выше 129-ому аяту 4-ой суры в одном из толкований Корана указывается: «Принимая во внимание тот факт, что поведение человека по отношению к другим людям в течение длительного времени неизбежно попадет под влияние его чувств, этот аят, если его связать с аятом 3 (аят о требованиях соблюдения справедливости), и особенно с его заключительным предложением, представляет собой моральное ограничение многоженства».

Требования справедливости

Требования справедливости включают в себя следующие пункты:

- во-первых, все жены должны признаваться равными и законными. Общество должно знать о законности всех жен, никакого тайного сожительства не допускается;

- во-вторых, каждой замужней женщине должно предоставляться отдельное помещение со всей необходимой обстановкой и хозяйственной утварью, а также содержание, исходя из принципов равенства и справедливости (если, к примеру, муж сделает подарок одной из жен, то подобный он обязан предоставить и всем остальным);

- в-третьих, правоверный обязан ночевать у каждой жены в порядке очереди, соблюдая между ними равенство. Если ему, по какой-либо причине захочется нарушить установленный порядок, то требуется получить на это согласие у той жены, чьи права будут задеты.

Таким образом, мусульманское право устанавливает дозволенность полигамии как гарантию создания семьи для каждого человека, а религиозная составляющая осуществляет мощное воздействие на супругов для предотвращения злоупотреблений этим правом.

Уроки для России

Именно эти особенности взаимодействия мусульманских правовых и религиозных норм представляют собой очевидное преимущество мусульманского права.

Идеологическая основа, религиозное регулирование недоступного для права комплекса взаимоотношений, метод гарантий и сдерживания – эти элементы, будучи существенным вкладом Ислама в правовое регулирование, существенно дополняют «бездушную» и «неживую» правовую систему, приближают право к жизни и сознанию каждого гражданина, делают его соответствующим менталитету народа.

Соответствующее убеждению почти 23 млн. россиян и обладающее мощным регуляторным потенциалом, мусульманская правовая система способна, на наш взгляд, реально повысить качество семейной жизни в стране. А учитывая угрожающие темпы сокращения населения и роста числа безбрачных женщин и мужчин, стимулы, требования, гарантии и ответственность, заложенные в шариатском семейном праве становятся крайне необходимыми для нашего общества. Иными словами – спасение России надо искать в том числе в мусульманском подходе к семье.

Абу Мухаммад Абдулла

No comments:

Post a Comment