Friday, October 16, 2009

У аятоллы Хаменеи нашли признаки смерти

Иранская оппозиция вчера заявила о смерти духовного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи. Власти категорически опровергли «эту гнусную ложь». Однако многочисленные иранские блогеры утверждают, что государственные учреждения в Иране облачают в черное убранство, ведущие телепрограмм надели траурные одежды, а улицы Тегерана патрулируют усиленные наряды полиции и члены военизированного ополчения «Басидж».

Тревожные признаки


Первым о смерти духовного лидера Ирана вчера утром сообщил портал Realite EU, который позиционирует себя как «новостная служба, поддерживаемая людьми, обеспокоенными ростом угрозы со стороны Ирана и экстремизмом в Европе и на Ближнем Востоке». Ссылаясь на представителей иранской оппозиции, сайт утверждает, что еще в понедельник 70-летний аятолла Хаменеи неожиданно почувствовал себя плохо, потерял сознание и был экстренно госпитализирован в столичную клинику «Фатимеи-Захра».

По данным одних источников, духовный лидер впал в кому и в настоящее время все распоряжения от его имени отдает сын Моджтаб. Однако другие утверждают, что аятолла Хаменеи скончался еще 14 октября и в ближайшее время власти объявят о его смерти. Многие иранские пользователи сетей Twitter и Livejournal сообщают о косвенных признаках, подтверждающих кончину Али Хаменеи: государственные учреждения в Тегеране драпируют в черный цвет, телеведущие облачились в траурные одежды, а улицы столицы патрулируют усиленные наряды полиции при поддержке военизированного ополчения «Басидж». Особенно большая концентрация сил правопорядка наблюдается возле вузов и университетских кампусов.
Духовный лидер N 2

Али Хаменеи родился в Мешхеде в азербайджанской семье. Его отец был муллой в местной мечети, и молодой человек пошел по его стопам, поступив в местную шиитскую духовную академию.

В возрасте 19 лет он познакомился с будущим идейным вдохновителем исламской революции — аятоллой Рухоллой Хомейни и под его влиянием включился в антишахскую деятельность. После победы революции в 1979 году занимал несколько незначительных постов, пока в 1981 году не был избран президентом Ирана. В этой должности Али Хаменеи начал с призыва устранить «отклонения от курса, либерализм и проамериканизм» и запустил маховик массовых репрессий. Тысячи членов антиисламской оппозиции были казнены. Лишь через год, когда правительство наконец упразднило революционные суды, государственный террор сошел на нет.

Хотя Али Хаменеи просидел в президентском кресле два срока, к моменту смерти духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни в 1989 году никто не рассматривал его в качестве претендента на высший пост. Господин Хаменеи не имел даже обязательного для духовного лидера титула аятоллы. Однако в итоге две сошедшиеся в борьбе за власть группировки выбрали его на пост духовного лидера в качестве компромиссной фигуры. Али Хаменеи быстро освоился в новой должности и в скором времени избавился от опеки. Более того, он значительно расширил свои полномочия за счет президентских, фактически взяв под контроль все важнейшие госструктуры,

С тех пор Али Хаменеи прочно держался за власть. Однако летом появились слухи о том, что его самочувствие серьезно ухудшилось. В Иране поговаривали, что здоровье духовного лидера пошатнулось после массовых волнений, охвативших Иран после президентских выборов 12 июня. Тогда оппозиция отказалась признать итоги голосования и победу действующего президента Махмуда Ахмади-Нежада, что вылилось в длительное противостояние с властями. Многие тогда посчитали, что духовный лидер в этой истории проявил себя не лучшим образом, когда однозначно поддержал президента, а не остался над схваткой, в результате чего его авторитет был сильно подорван. Поговаривают, что осознание этого и привело его к нервному истощению.


После Хаменеи


По мнению экспертов, если слухи о смерти Али Хаменеи подтвердятся, Иран ждут нелегкие времена. «Роль аятоллы Хаменеи в Исламской Республике неизмеримо велика,— заявил «Ъ» генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.— Его уход именно сейчас может привести к дезорганизации общества».


Ситуация в Иране после летних выступлений оппозиции, заявлявшей о фальсификации итогов президентских выборов, успокоилась неокончательно. В стране остаются несколько центров силы: умеренное духовенство борется с консервативным, и сообща они противостоят президенту Ахмади-Нежаду, который добивается большей самостоятельности, опираясь на мощный в военном и финансовом отношении КСИР. До сих пор важную стабилизирующую роль в этой схеме играл Али Хаменеи.

Сложность заключается в том, что аятолла Хаменеи не обнародовал имени своего преемника на посту духовного лидера. Эксперты полагают, что на этот пост претендуют сразу несколько аятолл — Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, Хосейн-Али Монтазери и Мохаммад Таги Месбах-Язди. Однако господину Монтазери уже 87 лет, к тому же он не пользуется поддержкой в широких слоях общества. А господин Месбах-Язди, являющийся духовным наставником президента Ахмади-Нежада, исповедует слишком радикальные даже для Ирана антизападные взгляды.

По мнению многих экспертов, наибольшие шансы на победу имеет аятолла Хашеми-Рафсанджани. Он считается одним из самых богатых людей в Иране и возглавляет совет улемов, который и должен будет в случае необходимости избрать нового духовного лидера. «Он обладает необходимыми опытом и авторитетом для этой должности,— полагает, в частности, господин Сафаров.— Кроме того, он предсказуем, что сейчас и нужно стране».


Между тем возвышение аятоллы Хашеми-Рафсанджани приведет к серьезным кадровым перестановкам на иранском властном Олимпе. Он наверняка не забыл свой проигрыш президенту Ахмади-Нежаду на выборах 2005 года. Кроме того, считается, что именно Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани финансировал оппозицию, оспаривавшую победу Махмуда Ахмади-Нежада нынешним летом. «Учитывая это, можно сказать, что в случае избрания Хашеми-Рафсанджани на высший пост Ахмади-Нежаду будет несладко»,— заявил «Ъ» Раджаб Сафаров. Отметим, что иранская конституция дает духовному лидеру право отправить президента страны в отставку без объяснения причин.

Однако Махмуд Ахмади-Нежад, опирающийся на могущественный КСИР, не будет сдаваться без боя. Смерть духовного лидера дает ему шанс отодвинуть духовенство от кормила власти. Наверняка он постарается с помощью своих сторонников в совете улемов, состоящем из 86 богословов, провести более лояльную, чем Хашеми-Рафсанджани, фигуру на пост духовного лидера. Не исключен и радикальный сценарий, подразумевающий упразднение этого поста. Такая попытка уже была: в 1989 году сразу после смерти Рухоллы Хомейни группа аятолл едва не провела решение о передаче полномочий духовного лидера групповому органу.

Александр РЕУТОВ

No comments:

Post a Comment