Wednesday, October 7, 2009

Мигранты и Ислам. Возвращение к Истине чрез чужбину…

Резкое увеличение количества мусульман, посещающих мечеть и соблюдающих религиозные предписания, стало неожиданным сюрпризом не только для городских властей Москвы, но и для самих лидеров уммы. Стоит посмотреть на фотоподборку с праздничной молитвы на праздник разговения – Ид аль-фитр, чтобы осознать масштаб взрывного изменения социального портрета Москвы.

Такого беспрецедентного притока мусульман не ожидал никто. На праздничную молитву по случаю Ид аль-фитра Московская соборная мечеть просто утонула в море молящихся, которые заполнили не только все площади и улицы перед ней, но и вынуждены были молиться в подземных переходах и даже на территории православной церкви и «МакДональдса» в сотнях метров от самой мечети.

То же самое творилось в Саратове, где вместо ожидавшихся 5-6 тысяч молящихся, на праздничную молитву пришло 50-60 тысяч. Аллах Всевышний нам открывает Свои знамения и обещание, упомянутые в Священном Коране: «…ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха…» (110:2).

Для такого количества верующих уже катастрофически не хватает даже расширенной площади Соборной мечети в Москве. Похоже, данный факт сегодня осознало и московское руководство, поскольку мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на международной конференции посвященной партнерству России и исламского мира и позже во время посещения объектов расширяющейся московской мечети, пообещал построить мечети в каждом округе столицы.

Однако в данном материале нас интересует не то, насколько быстро Москва по уровню развития исламской инфраструктуры и количества мечетей догонит такие западные столицы, как Лондон, Париж и Брюссель, в каждом из которых уже находится по нескольку десятков мечетей всего лишь на несколько сотен тысяч мусульман. Притом, что в Москве на 2 миллиона мусульман всего 4 мечети.

Нас интересует, почему и по каким причинам именно в этом году, фактически за короткий промежуток времени, количество молящихся мусульман увеличилось лавинообразным образом. Вполне очевидно, что столь значительный прирост молящихся произошел не за счет новообратившихся мусульман, а за счет «этнических», которые начали вспоминать о своей вере и решили посетить мечеть на праздник.

Учитывая данный фактор, что «этнические мусульмане» составляют около 2 миллионов из населения столицы, даже то количество приверженцев Ислама, которое пришло на праздничный намаз в этом году – это капля в море. Мусульмане России еще не пробудили свой стратегический резерв – огромную людскую массу представителей среднего поколения (наших отцов) и молодого поколения (нас самих).

Эти две категории «этнических мусульман» еще спят и не осознают своей веры и не соблюдают требований своей религии. Но если мы сможем достучаться до их сердец – лавинообразное увеличение количества молящихся, которое мы увидели в этом году, может показаться нам простой разминкой.

При этом стоит помнить, что столь резкое увеличение количества прихожан мечетей произошло в огромной степени за счет трудовых мигрантов из Центральной Азии и Закавказья. Но вот в чем вопрос – почему столь резкий рост молящихся случился не в те годы, когда мигрантов в Москве было несметное количество, а в кризисный год, когда их значительная часть уехала домой?

Ответ кроется здесь в психологии и поведении человека, оторвавшегося от родины. Если он даже и молился у себя дома, то делает это зачастую в качестве исполнения принятой в обществе традиции. На чужбине же через некоторое время у многих мигрантов начинается духовный голод, им остро требуется нечто, что поможет выстоять в чуждом и непривычном окружении, даст надежду на будущее, опору в жизни. И такой опорой оказывается именно Ислам.

То же самое имело место и в Европе, где первое поколение мигрантов старалось всячески показать свою полную лояльность и включенность в местное общество, в том числе за счет потери своей идентичности. А вот у второго и третьего поколения проснулись религиозные настроения.



С одной стороны, они почти без акцента говорят на языке страны, принявшей их предков, учились в европейских школах и имеют тот же уровень образования, ту же профессиональную квалификацию, что и их ровесники из местного населения. С другой стороны, они в большой своей массе, поддерживая стремление к позитивной интеграции (т. е. при сохранении своей идентичности), стали осознавать, что есть нечто, что отличает их от пресыщенных жизнью и развращенных европейцев – французов, англичан, немцев. И это нечто – их культура и историческая память, пропитанные совершенно иными ценностями - ценностями, коренящимися в Исламе.

Многие молодые мусульмане начинают с горечью убеждаться, что они оказались между двумя мирами: старой родине они не нужны, да они ее и не знают, даже ее языком чаще всего владеют хуже, чем европейским; но и в стране своего рождения (а 50% мусульман, живущих в Западной Европе, там и родились) они порой не стали «согражданами», интегральной частью нации.

На них смотрят как на чужих («понаехали тут», — говорят у нас в России, но точно то же можно слышать в любой западноевропейской стране). Это относится и к психологическим, и к бытовым различиям.

Неудивительно, что молодые мусульмане, не желая растворяться в негативно, по их мнению, настроенном по отношению к ним обществе, начали поиски своей идентичности, и это неизбежно привело их к идентификации не с уже далекой от них «родиной предков», а с чем–то несравненно более значительным — с Исламом.

Именно это и происходит сегодня на наших глазах с нашими братьями из Центральной Азии и Закавказья, которые побывав и поработав несколько лет в инокультурной среде, начинают вдруг осознавать, что они другие, что у них есть более лучшие ценности, традиции, более чистое отношение к девушкам, к родителям, к окружающим… Конечно, тут не приходится делать обобщений, но многие, как показывает жизнь, реально вспоминают, что они мусульмане.

Именно в этот момент они прорывают черные завесы куфра, или неверия, которыми шайтан готов был уже окутать сердца. Ведь, слово «куфр» по-арабски буквально означает «покрывать» или «скрывать». Человек, отрицающий Бога, называется кафиром (укрывателем), потому что скрывает за своим неверием то, что присуще его натуре и сохранено в его собственной душе.

Ведь на самом деле его природа инстинктивно является мусульманской. А если речь идет об «этническом мусульманине», родившемся и выросшем в традиционно исламской среде, то его природа еще более склонна тянуться и возвращаться к Исламу. Именно таким образом, они и возвращаются к Исламу на чужбине и стремительно увеличивают количество соблюдающих мусульман.

No comments:

Post a Comment