Tuesday, October 6, 2009

Мечты Обамы об Османской империи

Администрация Барака Обама явно разочаровалась в ближневосточной стратегии Буша, влезавшего напрямую во все региональные проблемы. США уже не может позволить себе международную активность такого масштаба, поэтому приходится действовать по-другому. Вместо того чтобы лично возиться с каждым местным начальником, Вашингтон предпочел как следует договориться с одним наиболее вменяемым региональным игроком, и уже с помощью его посредничества заниматься остальными проблемами.

Вполне предсказуемо выбор американцев пал на Турцию. Она стала первой страной мусульманского мира, куда новоизбранный президент Обама приехал с официальным визитом. Во время поездки он как мог нахваливал достижения турок, обещал помочь вступить в Евросоюз и много раз подчеркивал, что у американо-турецкого союза сейчас открылось совершенно новое измерение. Раньше Турция была нужна Штатам, чтобы разместить ракеты, нацеленные на отдыхающего в Крыму Хрущева. А теперь стала незаменимым посредником для решения целого букета ближневосточных проблем: начиная с палестино-израильского конфликта, через Ливан, Сирию, Ирак, Иран и до самого Афганистана. Это при Буше Вашингтон был в обиде на Анкару за то, что та отказалась предоставить свою территорию для проведения военной операции против Саддама Хусейна. Сегодня американцы, наоборот, рады воспользоваться авторитетом Турции в исламском мире, который за последние годы сильно вырос стараниями премьера Эрдогана.

ТИХИЙ ИМПОРТ ПАТРИОТОВ
География и история Турции делают ее идеальным союзником для США по многим вопросам. Прежде всего, это ПРО. В Вашингтоне решили, что система должна действительно защищать именно от иранских угроз. А в этом случае бессмысленно тратить огромные средства на размещение баз в отдаленных Чехии и Польше, когда того же эффекта можно добиться за куда меньшие деньги с помощью другого союзника по НАТО – Турции. Тем более, до получения ракет дальнего действия Ирану, судя по всему, еще далеко, а вот достать оружие малой и средней дальности куда проще.

Так совпало, что 17 сентября Обама отказал Восточной Европе в ПРО и намекнул на возможное размещение некоторых наземных элементов ПРО в Южной Европе в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО. А 18 сентября турецкое министерство обороны объявило о своем намерении в ближайшее время закупить системы противоракетной обороны на $1 млрд. Для закупок организован тендер с участием компаний из России, Китая и Израиля, но наиболее вероятным выглядит вариант приобретения американских противоракет Patriot. Турки дорожат налаженными отношениями с Россией и Ираном, поэтому отрицают всякую связь между своим и американским решением. Анкара, по их словам, собирается не размещать части ПРО США, а провести давно запланированную модернизацию национальной системы ПРО. В принципе, называть это можно как угодно. Турция – член НАТО с соответствующими обязательствами перед союзниками, а вместе с Patriot из США могут приехать инструкторы, которые будут учить турок пользоваться антиракетами. Так что разница между «размещением американских военных баз» и «модернизацией национальной системы ПРО» может оказаться чисто терминологической.

ДРУГ КАЖДОМУ
Однако противоракеты – это на крайний случай. И для США, и для самой Турции куда важнее использовать политическое и экономическое влияние Анкары для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Поначалу играть роль регионального посредника у Турции получалось не очень: организованные Анкарой переговоры между Сирией и Израилем окончились неудачей. Тогда турки поумерили свои амбиции и решили сосредоточиться на сотрудничестве с родной, османской семьей народов. Стать для соседних Сирии и Ирака, привыкших жить в закрытом, полуавтономном режиме, проводником в большой мир международного разделения труда.

Особенно заметны перемены в случае Сирии. Еще недавно эта страна по уши сидела в «оси зла», была верным союзником Ирана, поддерживала террористические организации в Палестине и Ливане, а с Турцией находилась на грани войны из-за неурегулированных территориальных споров и поддержки курдских боевиков. Но все обиды были благополучно забыты, когда 16 сентября президент Сирии Башар аль-Асад приехал в Турцию подписывать Соглашение о стратегическом сотрудничестве между двумя странами. Обе стороны заявили, что стремятся перейти от простого сотрудничества к интеграции, начав с взаимной отмены въездных виз. Это должно не только помочь развитию двусторонних контактов между странами, но дать Сирии возможность получить кусочек доходов от туристической индустрии Турции. Среди предложений турецких туроператоров уже появились экскурсии в приграничные города Сирии.

Турция также помогает все еще немного диковатой Сирии понять, что лучше жить в мире и с остальными соседями. Когда власти Ирака обвинили Сирию в организации взрывов в Багдаде, и конфликт дошел до взаимного отзыва послов, Анкаре удалось организовать в Турции переговоры министров иностранных дел двух стран. И вот уже Сирия и Турция в один голос осуждают действия иракских террористов, высказывают соболезнования близким погибших и призывают к миру. При этом министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу отказывается называть роль Анкары в переговорах посреднической, ведь «это не переговоры между двумя разными сторонами, а семейный вопрос». Не менее трогательную риторику использовал турецкий премьер Эрдоган на съезде «Партии справедливости и развития», обещая «сделать вечным братство (междуТурцией, Ираком и Сирией), которое длится уже тысячу лет». Насчитать целую тысячу лет в этом братстве вряд ли получится, но Сирия и Ирак, действительно, дольше всех оставались в составе Османской империи, до самого ее распада по окончании Первой мировой войны.

Успехами трехстороннего сотрудничества заинтересовались и в Иране. Тегеран, который тоже претендует на статус регионального лидера, побоялся остаться в изоляции и высказал желание стать четвертым участником партнерства. Несмотря на участие Турции в НАТО, у Ирана нет к ней особых претензий. Анкара, несмотря на противодействие США, защищает право Ирана участвовать в газопроводе Nabucco, признает за Тегераном право на развитие мирных ядерных технологий, а после недавних президентских выборов Эрдоган, в отличие от Европы, не стал сомневаться и быстро поздравил Ахмадинежада с победой. Во многом поэтому очередной раунд международных переговоров по иранской ядерной программе (впервые с участием США) организует именно Турция, как государство, наиболее приемлемое для всех заинтересованных сторон.

ТУРЕЦКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС ИДЕТ НА ВОСТОК
Такую активную миротворческую деятельность Анкара развернула не только из стремления к миру во всем мире и желания помочь союзникам в Вашингтоне. Налаживая отношения с восточными соседями, Турция получает серьезные экономические выгоды. Сирия, Ирак, Иран – это все довольно населенные страны с практически пустыми внутренними рынками, – прекрасная возможность для сбыта турецких товаров. В 2003 – 2008 гг. (за время действия восточной политики Эрдогана) объем турецкого экспорта в эти три страны вырос в 2,7 раза, а их совокупная доля увеличилась с 3,8% до 5,4%. При этом рост сохраняется и в 2009 г., несмотря на сокращение экспорта в целом. В первые семь месяцев 2009 г. суммарная доля Сирии, Ирака и Ирана повысилась до 8,5%. Особенно быстро растет турецкий экспорт в Ирак. По итогам семи месяцев 2009 г. эта страна стала крупнейшим неевропейским рынком сбыта для Турции. А доля Турции в иракском импорте в 2008 г. превысила 20%, что почти в два раза больше, чем у США.

Объем накопленных прямых турецких инвестиций на Ближнем Востоке тоже растет: с $886 млн в 2003 г. до $3,4 млрд в 2008 г. Приоритетные отрасли для Турции – энергетика и строительство. В Иране турки занимаются геологоразведочными работами в районе Ассалуйе на берегу Персидского залива. По территории Сирии тянут к себе новую ветку газопровода из Египта, планируя продлить ее дальше в Европу. В Ираке турецкие компании среди фаворитов при получении подрядов и на восстановление инфраструктуры, и на нефтедобычу. Таким образом, Турция одновременно диверсифицирует собственный импорт энергоресурсов и становится незаменимым транзитным звеном в любой схеме поставок углеводородов в Европу: будь то российский Южный поток, Nabucco, будущая иракская нефть или египетский газ. А заодно – обеспечивает себе хорошие стартовые позиции для дальнейшей экономической экспансии в странах с огромными запасами минеральных ресурсов и довольно образованной и недорогой рабочей силой.
ксим Саморуков

No comments:

Post a Comment