В связи с последними инициативами мусульман по бойкоту товаров североамериканского, израильского, датского производства перед уммой со всей очевидностью встала тема экономического джихада. Однако тема эта в силу универсальности Ислама намного шире, нежели просто отказ от покупки изделий тех или иных производителей.
Обязательность экономического джихада
Если усердие мусульманина и джихад на пути Аллаха не ограничивается войной и охватывает все стороны жизни верующего, то, соответственно, должен существовать джихад научный, образовательный, интеллектуальный, гражданский и экономический. При этом очевидно и то, что любой из этих видов джихада, включая и экономический, регулируется теми же правовыми постановлениями, что и физический джихад в его самом широком смысле этого слова.
Правовой статус джихада в Исламе, вне зависимости от его конкретного вида, заключается в том, что он является предписанным обязательством и религиозным долгом мусульманина. Аллах Всевышний, обращаясь ко всем мусульманам, сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы…» (8:60). Таким образом, совершая джихад в любом его виде, мусульманин должен осознавать, что цели джихада намного шире, нежели простое противостояние, борьба и победа над неприятелем.
Вернее, даже борьба и победа над неприятелем являются лишь одними из многочисленных элементов и целей джихада. Собственно, бойкотирование израильских и американских товаров является наименьшим из того, что могут предпринять мусульмане для того, чтобы хоть как–то остановить угнетение своих братьев и сестер по вере по всему миру.
Экономический бойкот враждебных мусульманам стран становится религиозной обязанностью в связи с тем, что «любое действие, приводящее к исполнению обязательного, само становится обязательным».
В этой связи шейх Юсуф аль–Карадви говорит: «Каждый дирхам или динар, который доходит до американской или сионистской экономики, превращается в пулю, которой убивают наших братьев в Палестине. Отсюда, обязанностью мусульман становится экономический бойкот «Израиля» и всех его союзников. Особенно Соединенных Штатов Америки».
Виды экономического джихада
Относительно видов экономического джихада доктор Хусейн Шихата, профессор исламской экономики университета аль–Азхар, утверждает: «Поскольку мусульмане в отсутствии единого правителя и командующего весьма ограничены в ведении военного оборонительного джихада, то мы должны воспользоваться джихадом экономическим». С его слов, данный вид джихада может принимать следующие формы:
1. Поддержка обороноспособности государств, оказывающих сопротивление оккупации мусульманских земель и убийствам приверженцев Ислама.
2. Организация бойкота, чья главная цель состоит в том, чтобы ослабить экономику режимов, воюющих против мусульман. И в то же время поддержать и укрепить экономику сламского мира.
3. Ослабление экономически государств, убивающих мусульман. Организация производственных забастовок, стачек, блокирования их экономических инициатив и т. д.
Значение экономического джихада
Одной из целей экономического джихада является противостояние ненавистникам Ислама, режимам, которые убивают мусульман и воюют с ними. А поскольку недруги борются с Исламом и в экономической сфере, то и мусульманам предписано обратить на нее пристальное внимание.
В Коране Аллах Всевышний относительно этого говорит: «Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне» (8:36).
Экономический джихад регулируется теми же правовыми постановлениями, что и физический джихад в его самом широком смысле этого слова. Он является законным обязательством и религиозным долгом мусульман. В ряде аятов Корана, экономический аспект джихада, джихад своим имуществом, упоминается среди атрибутов верующих.
Всевышний говорит: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и усердствовали на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (49:15).
Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи, введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа» (61:10–13).
Кроме того, Аллах призывает мусульман тратить свои средства на Его пути, что также является одним из видов экономического джихада: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).
При этом нужно помнить, что все методы экономического джихада являются отражением лишь узкого понимания джихада, направленного на ослабление позиций противника, убивающего мусульман и воюющего с Исламом. В широком понимании экономический джихад должен быть направлен на принесение пользы мусульманам и союзным им народам, развитие экономики мусульманских стран и их соседей.
Салих Ибрахим
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment