«Мы теряем Турцию», - под таким заголовком вышла одна из западных газет - итальянская "Il Foglio". Турцию обрел исламский мир, могли бы написать издания на Востоке.
«Турецкое правительство делает политические маневры, которые вызывают подозрения у Вашингтона, Тель-Авива и Брюсселя. Последний тревожный звоночек прозвенел месяц назад, когда премьер Реджеп Эрдоган запретил израильской авиации участвовать в военных учениях НАТО на территории Турции. Через несколько дней после этого Анкара заключила военный союз с Сирией – правой рукой Ирана на Ближнем Востоке. Эти два решения вызвали недоверие у западных союзников Турции. Действительно ли Турция отдаляется от Европы? Чем спровоцирован этот процесс? Можно ли еще доверять происламскому правительству Эрдогана? Эксперт Института ближневосточной политики в Вашингтоне Сонер Кагапти считает, что «гора сдвинулась, в первый раз за 60 лет турецкое правительство отдаляется от Североатлантического союза, и разворачивается в сторону востока», - пишет "Il Foglio".
Многие годы у турецкого правительства было больше проблем внутри страны, чем за ее пределами. Партия справедливости и развития выиграла прошлые выборы, набрав всего 47 процентов голосов. Она была под угрозой роспуска за «подрывную политику в отношении государства». Представители оппозиции считают, что Эрдоган хочет превратить современную светскую Турцию, основанную Ататюрком, в исламское государство. Против премьера выступил медиамагнат Аидин Доган, контролирующий три телеканала и четыре ежедневных газеты. Судебный процесс, закончившийся в 2008 году, снял с партии все обвинения, и рейтинг правительства начал расти. Компания Догана сейчас находится под следствием в связи с подозрением в налоговых махинациях. Если она проиграет в этом деле, то ей придется заплатить штраф в три миллиарда долларов.
При этом в Турции общественное мнение, как правило, сильно расходится по вопросам внутренней политики, но когда речь заходит о международных делах, население оказывается более сплоченно, отмечает издание. По мнению автора статьи, это опять же не лучшая новость для Израиля и стран - участниц Североатлантического договора. Даже армия, самый светский и далекий от исламской доктрины Партии справедливости и развития институт, не осталась в стороне от нового политического курса. Директор Фонда Маршала в Анкаре Озгур Унлуизарчикли считает, что «любое правительство должно принимать в расчет общественное мнение. Турецкое правительство обладает достаточными ресурсами, чтобы беспрепятственно проводить собственную внешнюю политику».
Главного стратега в правительстве Эрдогана зовут Ахмет Давутоглу. Несколько месяцев назад он возглавил Министерство иностранных дел. Давутоглу относится к новому поколению происламских консерваторов, которые последние десять лет находятся у власти. Он родился в Конии, в центральной части Турции, и получил известность, работая в университете Билкент в Стамбуле. Его доктрина отражена в книге «Стратегическая глубина», с которой турецкое правительство согласовывает каждый свой шаг. Основной принцип доктрины весьма прост: чтобы увеличить свое влияние на международной арене, Турция должна иметь друзей среди своих соседей. «Во время холодной войны мы были на мировой периферии и должны были использовать силу, чтобы защищать свои границы – заявил "Il Foglio" Рашат Арим, университетский коллега Давутоглу. - Сегодня мы снова в центре политических событий, мы осознаем свою роль и у нас есть возможность использовать другие инструменты. Израиль всегда был нашим союзником, но это не означает, что мы не можем критиковать его действия, если мы считаем их ошибочными. Мы - единственная страна в Европе, которая способна вести переговоры со всеми, включая ХАМАС. Запад не может без нас обойтись».
Многие считают, что Анкара просто стала более прагматичной, другие полагают, что она повернулась спиной к Западу. «Некогда царило мнение, что у нашей страны сильные мускулы и пустой желудок – пишет Давутоглу в своей книге. - Сегодня мы знаем, что лучше защищены те страны, которые умеют использовать свое «мягкое влияние». В Организации стратегических исследований в Анкаре, которая является фабрикой либеральной мысли, говорят, что произошел не столько политический переворот, сколько экономический. Правление Партии справедливости и развития способствовало появлению нового поколения предпринимателей с востока. Они верны правящей партии, противостоят кемалистской элите, и обязаны большей частью собственного успеха доктрине Давутоглу. В этом противостоянии элит религия имеет весьма относительное значение.
«Если отношения Турции с соседями будут стабильными, то нашей стране будет легче вести бизнес, - объясняет аналитик одной из компаний, Мехмет Озкан. - За последние годы отношения с Западом не изменились, а с соседними странами значительно улучшились. Экспорт товаров на Ближний Восток достиг рекордных отметок, мы сотрудничаем со странами Африки и можем закупать нефть как в России, так и в Иране». Турецкая компания Tav уже построила новый терминал для аэропорта в Каире и скоро планирует начать новые строительства в Ливии, Тунисе и Катаре. Другие компании конкурируют с европейскими корпорациями за право проводить реконструкцию дорог и школ в Ираке и в Курдистане. Телевизоры и холодильники «Made in Turkey» наводнили рынки Бейрута и Тбилиси. Таких результатов, говорит Озкан, невозможно было бы достичь без смены политики. Будучи в должности премьера, Эрдоган подписал договоры о свободной торговле с Египтом, Израилем, Марокко и Тунисом. Министры Турции летают из Дамаска в Багдад, чтобы гарантировать договоры в самых разных сферах экономики, начиная от туризма и заканчивая промышленностью. У Турции хорошие отношения со странами Персидского залива. «Это естественный процесс», - объясняет эксперт. Зачем же его останавливать?
В Европе многие понимают, что у Турции есть достаточно причин вести подобную политику. Секретарь германской партии ХДС опубликовал документ из шести пунктов, где он объясняет причины «против» вступления Турции в ЕС. В то же время есть Франция во главе с Николя Саркози и страны Восточной Европы, где многие считают, что ни одна мусульманская страна не должна стать членом ЕС. Манифестанты на улицах Варшавы заявляют, что Турция во главе с Эрдоганом станет тем Троянским конем, который принесет в Европу ислам. Подобные выступления увеличивают негативное отношение населения Турции к странам Запада. Согласно недавнему опросу, лишь один гражданин из трех одобряет вступление в ЕС. Для сравнения, в прошлом году это соотношение составляло восемь к десяти. «Доктрина «Стратегическая глубина» нужна еще и для того, чтобы уменьшить ущерб в том случае, если план вступления в ЕС провалится, – объяснил "Il Foglio" эксперт института международных политических исследований Карло Фраппи. - В Анкаре мало кто строит иллюзии: если ЕС пойдет на референдум, у Турции не останется шансов».
В плане энергетики Европа также является менее важным партнером. У Анкары нет собственных природных ресурсов, но она является главным перевалочным пунктом на пути нефтяного транзита из Азии в Европу. В 2007 году турецкое правительство закупило большое количество газа в Иране, что взбесило американских дипломатов. Европейские дипломаты были сильно недовольны, когда Эрдоган подписал договор с российским премьером Владимиром Путиным о строительстве газопровода «Южный поток», цитирует статью Иносми.ру.
No comments:
Post a Comment