Thursday, August 20, 2009

«Исламский эмират» и Аль-Каида в Секторе Газа


Тем бедствиям, которые переживает Сектор Газа в условиях «израильско»-арабской блокады не доставало только провозглашения здесь, в отдельно взятом городе Рафахе, «исламского эмирата».

В адрес ХАМАС и тех, кто проголосовал за него на выборах, было брошено обвинение в неверии в Аллаха, а от полиции и боевых отрядов потребовали присягнуть на верность «эмиру» - шейху Абдель Латифу Мусе, да пребудет милость Аллаха с ним и со всеми, кто погиб во время столкновений.

Когда ХАМАС начинал избирательную кампанию, мы предполагали, что может случиться нечто подобное. Однако на деле все оказалось гораздо хуже. Мы предполагали, что различные группы молодежи отвергнут мирный процесс, все формы перемирия с врагом и встанут на путь вооруженной борьбы с «Израилем». При этом некоторые из них могут взять за образец даже методы Аль-Каиды. Но для нас стало неожиданностью, что эти группы оказались еще более радикальными, а их действия создают реальную угрозу для внутренней безопасности. Так, они требуют запретить свадебные церемонии, закрыть интернет-кафе, салоны-парикмахерские для женщин и иностранные школы, похищают иностранных журналистов. Но при этом за все время они провели лишь одну боевую операцию против «Израиля», не причинив при этом вреда ни одному из вражеских солдат. Они не участвовали в сопротивлении сионистскому агрессору, вторгшемуся в Газу зимой прошлого года.

Группировки салафитского джихада в Секторе Газа, судя по всему, представляют собой наиболее радикальные группировки этого течения. Казалось бы, они должны были направить все усилия на борьбу против «Израиля», чтобы заручиться поддержкой со стороны палестинцев для пресловутой Аль-Каиды, которая, по сути, никак не обозначила себя на этом важнейшем поле битвы – это, в частности, признал координатор течения шейх Абу Мухаммад аль-Мукаддиси. И вот, как оказалось, это течение стало расшатывать внутреннюю стабильность Сектора, оказывая тем самым услугу «Израилю».

Разумеется, джихадисты не ограничатся только ролью наблюдателя за ходом событий. Так же, как и власти в Рамаллахе, на своих электронных сайтах они будут обвинять ХАМАС в убийстве людей на территории мечетей, хотя жертвы были с обеих сторон. Они также обвинят ХАМАС в отходе от веры в Аллаха. Однако здравомыслящие люди могут иметь и другую точку зрения. Так, тот, кто знаком с интервью шейха аль-Мукаддиси газете «Ас-Сабиль», опубликованным несколько недель назад, это понимает. Шейх, в частности, отверг многие из приписываемых его течению деяний. И это делает его ближе к идее сопротивления «Израилю», хотя он и продолжает оставаться на многих своих позициях.

Группировка Абдель Латифа Мусы – не единственная подобного рода в Секторе Газа. Существует несколько других, конкурирующих между собой за то, чтобы «представлять» Аль-Каиду. Среди них – группировка (официального названия пока не имеет), которую жители называют «Джальджалат». Ее командир, молодой человек в возрасте 23 лет, несколько недель назад в интервью одной из палестинских газет заявил, что его отряд планирует провести крупную боевую операцию против «Израиля», после чего будет официально объявлено о существовании этой группировки и ее названии.

Весьма существенным является то, что большинство подобных формирований не имеют четких ориентиров. Некоторые из них проплачиваются из местных и внешних источников, ставящих своей целью подрыв внутренней стабильности, которая стала важнейшим достижением ХАМАС в Секторе Газа.

Если бы эти группировки сосредоточили свои усилия на борьбе против «Израиля», то не было бы никаких проблем. Однако в силу ряда причин, связанных или с трудностями, причиной которых является существование инженерных сооружений типа разделительной стены, или в результате определенной ангажированности, они проявляют активность на своей же территории. Это – уже упомянутые нами нападки на элементы светской жизни, а также раздувание обвинений в адрес ХАМАС, который, по их мнению, не использует законы шариата и игнорирует ограничения, налагаемые Исламом.

Все это создает для ХАМАС серьезную проблему. Использование силовых методов для борьбы с указанными проявлениями явно вынужденное, и эти методы не должны рассматриваться как приоритетные, даже если учесть, что диалог философского характера, который велся в последнее время, не принес ожидаемого результата. Было бы куда полезнее, если бы ХАМАС привлек к процессу богословов из-за пределов Палестины, прежде всего тех из них, к кому могут прислушаться подобных радикальных группировок. Как мне представляется, существует немало богословов, которые в состоянии установить с ними контакт и убедить в ошибочности их действий в ситуации, существующей в Секторе Газа. Богословы могли бы напомнить радикалам о том, что опыт создания исламского государства в Ираке оказался неудачным и стал причиной отступления Аль-Каиды в результате столкновений с активными силами иракского общества.

Общество в Газе, даже будучи в некоторой степени радикализованным в плане религии, не потерпит подобного экстремизма. Особенно, если он будет навязываться насильственными методами. Если некоторые действия со стороны правительства ХАМАС по ограничению личных свобод граждан были негативно восприняты населением, то как и кто может рассчитывать на то, чтобы навязать жителям Газы порядки Движения Талибан, несмотря на все наше уважение к нему как фактору, отражающему социальные реалии в Афганистане?

No comments:

Post a Comment