Monday, November 1, 2010

Сломанный коготь американского орла. К годовщине провала операции ЦРУ в Иране Сломанный коготь американского орла

Источник Независимое военное обозрение, 04.06.2010
Тридцать лет назад, в мае 1980 года, тогдашний президент США и верховный главнокомандующий Джимми Картер объявил в стране траур по восьми погибшим американским военнослужащим. Факт весьма не ординарный. Ведь война во Вьетнаме уже пять лет как завершилась, а до другой, в Ираке, еще было долгих одиннадцать лет. Парни, по которым был общенациональный траур, погибли в боевых действиях. Но в действиях особого рода – в спецоперации на территории суверенного государства.


Хомейни против Картера

В феврале 1979 года в Иране власть перешла в руки духовенства во главе с аятоллой Хомейни, провозгласившим создание «исламской республики». После свержения шахского режима отношения между Тегераном и Вашингтоном резко обострились…


4 ноября 1979 года группа иранских студентов – адептов духовного лидера иранской революции аятоллы Хомейни, поддержанные правительством Ирана, захватила американское посольство в иранской столице. 53 сотрудника посольства удерживались в качестве заложников.

Это было сделано под предлогом того, что посольство стало «гнездом шпионажа» против Ирана и Исламской революции. Что, кстати, подтвердили опубликованные позднее документы, захваченные в американском диппредставительстве. Студенты потребовали от Америки выдачи бывшего шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (вместе с семьей монарх покинул страну) и возвращения награбленных богатств, размещенных в банках Запада.


По некоторым данным, в числе тех, кто удерживал американское посольство, был и нынешний глава государства Махмуд Ахмадинежад. Вскоре после Исламской революции он добровольцем вступил в ряды КСИР – Корпуса стражей Исламской революции. (В годы ирано-иракской войны Ахмадинежад принимал личное участие в разведывательных и диверсионных операциях на территории Ирака.)

Тогда, в 1980-м, угрозы Ирану со стороны американского Госдепа не помогли. И США решили освободить заложников с использованием группы американского спецназа «Дельта форс», или в обиходе – просто «Дельта». Помимо спасения американских агентов и дипломатов, задержанных в посольстве США в Тегеране, важно было восстановить подмоченный имидж Вашингтона.


22 марта 1980 года президент Джимми Картер одобрил проведение спецоперации, получившей кодовое наименование «Орлиный коготь» (Eagle Claw). «Для ее выполнения, – свидетельствовал Збигнев Бжезинский, – мы заручились великодушным сотрудничеством одной дружественной страны и уже без ее ведома обеспечили сотрудничество кое-каких стран в этом районе».


Исполнителями определили небезызвестный ныне отряд коммандос «Дельта» под руководством ветерана вьетнамской войны полковника Чарльза Беквита (Charles Beckwith) и создававшееся тогда в строгой секретности вертолетное спецподразделение 160 («Ночные охотники») под командованием полковника ВВС Дэна Кайла (Dan Kyle).

Спецподразделение 160, сформированное из опытных пилотов-добровольцев, было оснащено новейшими вертолетами «Литл Бёрд» – сверхскоростными, маневренными и малошумными. Командир «Ночных охотников» бригадный генерал Хэнниз говорил, что «здесь собраны лучшие из лучших, умеющие безукоризненно действовать на пределе возможного».


Согласно плану военно-транспортные самолеты «Геркулес» С-130 в сопровождении вертолетов «Си Стэллион» («Морские жеребцы») должны были доставить отряд коммандос в район ночной дозаправки горючим в пустыне Деште-Кевир («Пустыня-1»). После дозаправки вертолеты должны перебросить группу «Дельта» в район ожидания «Пустыня-2» у заброшенных соляных копей в 50 милях от Тегерана. Переждав день в укрытиях, на следующую ночь бойцы группы «Дельта», переодетые в гражданскую одежду, должны были совершить бросок в Тегеран на машинах, которые предоставят американские агенты, заранее заброшенные в Иран. Достигнув посольства, коммандос уничтожают охрану и освобождают заложников. Эвакуацию спецназовцев и заложников планировалось осуществить с помощью вертолетов RH-53D, которые должны приземлиться на территории посольства или на ближайший стадион. Огневую поддержку с воздуха оказывали три самолета АС-130, вооруженные скорострельными пушками.


Далее вертолеты эвакуируют спецназовцев и заложников на заброшенный аэродром Манзарийя (Manzariyeh) в 50 милях к югу от Тегерана. Этот аэродром к тому времени должен быть захвачен и удержан другим отрядом рейнджеров. Туда садятся военно-транспортные самолеты С-141, которые вывозят всех участников операции на секретную авиабазу в Египет под прикрытием палубных истребителей ВМС США.

План операции «Орлиный коготь», рассекреченный лишь несколько лет назад, осложнялся длительностью (две ночи), многоэтапностью (из-за удаленности Тегерана от морских границ) и необходимостью действовать в крупном городе. Поэтому участники рейда тренировались всю зиму 1980 года. Учения и тренировки проходили в пустынной местности в штате Юта, где природные условия и ландшафт схожи с пустыней Деште-Кевир. Консультировали участников спецы из западногерманской разведки, израильской «Моссад» и английской SAS (Special Air Service).


Злой рок


В середине апреля полковник Беквит, еще с вьетнамской войны широко известный в узких кругах профессионалов как «Атакующий Чарли», и полковник Кайл отрапортовали о готовности председателю Объединенного комитета начальников штабов генералу Джонсу. Но как потом стало известно, руководители операции не доложили «наверх» о том, что мартовские контрольные учения показали «полное отсутствие профессиональной выучки в вертолетном подразделении». На итоговых ночных учениях вертолеты приземлились на расстоянии мили друг от друга. Как бы то ни было, президент США Джимми Картер принял в Белом доме Беквита и Кайла, торжественно пообещав им что каждый участник будет награжден высшей наградой страны – Почетной медалью Конгресса.

Операция началась 24 апреля 1980 года. Предварительно эскадрилья С-130 была переброшена в Египет под предлогом участия в совместных учениях. Далее они перелетели на остров Масира (Оман). После дозаправки эскадрилья «Геркулесов» в темноте пересекла Оманский залив. В это же время с палубы авианосца «Нимиц» в Оманском заливе вылетели восемь «Морских жеребцов». Хотя в принципе для проведения операции достаточно было двух вертолетов RH-53D, рассчитанных на 50 человек. Но с учетом упоминавшегося выше невеселого вывода о низкой выучке вертолетчиков полковник Беквит решил перестраховаться аж в 4 раза. И как в воду глядел (Залива). Один «жеребец» упал в воду у палубы «Нимитца», второй потерял ориентировку и вернулся на авианосец. Третий вертолет сошел с дистанции из-за отказа гидравлической системы.


Так или иначе, 24 апреля шесть американских транспортных самолетов С-130 и восемь вертолетов с 90 спецназовцами на борту пересекли государственную границу Ирана, нарушив тем самым его суверенитет, и направились в Тегеран. (Туда были заблаговременно засланы специальные агенты для сбора разведданных). С юга вторгшуюся воздушную группировку прикрывало большое количество других самолетов, в том числе и радиоэлектронного противодействия. Они кружили над Персидским заливом и Аравийским морем.


Но после шестичасового перелета примерно в 400 километрах от иранской столицы над пустыней Деште-Кевир самолеты и вертолеты попали в песчаную бурю. Командир ведущей машины отрапортовал, что нужно немедленно возвращаться.

Другой пилот твердил, что не может взяться за штурвал. «Атакующий Чарли», он же полковник Беквит, в ответ кричал на подчиненных, называя их «трусами» и «козлами».


По плану операции была предусмотрена дозаправка на земле оставшихся пяти «жеребцов», которые должны были перебросить дельтовцев из «Пустыни-1» в «Пустыню-2». Но гладко было на бумаге, то есть на карте: в ЦРУ допустили явную ошибку при выборе площадки «Пустыня-1». Она оказалась рядом с действующим шоссе. Неудивительно, что вскоре участники операции увидели огни автомобильных фар. Коммандос подумали, что это иранские солдаты. Однако это был рейсовый автобус с сорока пассажирами. Американцы остановили его и под угрозой оружия заставили иранцев лечь лицом в песок.


Уже с этого момента было ясно: факторы скрытности и внезапности были утрачены. В Вашингтон пошел запрос, что делать с иранцами? Не мудрствуя лукаво, там решили: всех погрузить в «Геркулес» и вывезти из Ирана.

Катастрофический провал


Но все расчеты поломала последняя случайность. После заправки один из вертолетов, взлетев в облаке пыли, врезался в «Геркулес» – воздушный заправщик. Раздался мощнейший взрыв. Обе машины вспыхнули. Все топливо для операции сгорело. Рвались боеприпасы и даже запаянные в жестянки сухпайки. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. В суматохе вертолетчики побросали свои машины и принялись разбегаться куда глаза глядят. В кабинах остались секретные документы, карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование, тысячные суммы в долларах и риалах. (Найденные на другой день иранцами секретные документы позволили им арестовать действовавших в стране агентов, уцелевшие же вертолеты были переданы иранским ВВС.)

В этой ситуации полковникам Беквиту и Кайлу ничего не оставалось делать, как отдать приказ убираться из проклятой пустыни: «Бросаем все, загружаемся на «Геркулесы» и сматываемся!». Бравые полковники даже не догадались уничтожить оставшиеся вертолеты. Когда группа поднялась в воздух, на земле остались стоять пять «жеребцов» и восемь «птичек». Операция «Орлиный коготь» обошлась Америке в 150 млн. долл. и в восемь погибших «джи-ай».

Как заведено не только в американской армии, надо было найти «стрелочников». Таковыми объявили тех, кого уже не было в живых, присовокупив сюда же нелады с техникой. Чины ВВС заявили, что случившееся – итог отмены призыва, приведшего... к снижению квалификации пилотов и техников. После анализа причин провала операции «Орлиный коготь» было сформировано объединенное командование специальных операций и проведены реорганизации в военном ведомстве.

Итоги и выводы — урок сегодняшнему времени

5 октября 1981 года из вертолетчиков – участников операции официально было сформировано спецподразделение 160 «Ночные охотники». Оно принимало участие во всех разведывательно-диверсионных операциях Пентагона. Гренада, Замбия, Панама, Персидский залив… Именно «Хантеры» осенью 1987 года потопили в Персидском заливе иранский танкер «Аджр». После начала известных событий в Югославии (март 1999-го) их по приказу президента Клинтона перебросили в Македонию.

А что стало с заложниками, обвиненными в шпионаже? Они удерживались в американском посольстве в Тегеране в течение 444 дней, до 20 января 1981 года. Символично, что это был последний день президентского срока Картера, проигравшего выборы Рональду Рейгану. Их освободили после ряда дипломатических переговоров, а конкретно – после согласия США пойти на определенные уступки (например размораживание иранских счетов в американских банках).


Каждые год в апрельские дни несколько тысяч иранцев собираются в пустыне, где потерпели катастрофу американские военные вертолеты. Акции в пустыне, где разбились американские вертолеты, проходили под лозунгом «Смерть Америке». В распространенном организаторами заявлении говорилось: «Божественное провидение всегда защищало иранский народ. Мы будем настаивать на нашем праве развивать ядерные технологии, поскольку победа всегда с теми, кто терпелив». А иранские парламентарии не раз советовали Вашингтону не повторять своих ошибок. «Следует напомнить США, что случилось 25 апреля 1980 года» – это слова спикера иранского парламента Голяма Али Хадад-Аделя.

В случае успеха операция «Орлиный коготь», по мнению экспертов, могла вызвать большое число жертв среди гражданского населения и привести к серьезному осложнению международной обстановки. Что касается нынешней ситуации в отношениях между Тегераном и Вашингтоном, то как не вспомнить, что за океаном не исключают военных действий против Ирана. На фоне событий в соседнем Ираке и Афганистане это может привести к военному пожару не только в регионе…

Владимир Тимофеевич РОЩУПКИН - профессор Академии военных наук.
http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-26434.html

No comments:

Post a Comment