Saturday, February 27, 2010

«Невский экспресс» с продолжением

«Если с моим младшим сыном произойдет несчастный случай - если его случайно застрелит полицейский, или он повесится в камере... мой суеверный ум заставит меня подумать, что это результат недоброжелательности некоторых из здесь присутствующих. Скажу больше. Если моего сына убьет молнией, я обвиню в этом некоторых из вас. Если его самолет упадет в море, корабль окажется на дне океана, если он схватит смертельную лихорадку или его автомобиль столкнется с поездом, мой суеверный мозг обвинит в этом некоторых из вас» (Марио Пьюзо «Крестный отец»).

На прошлой неделе в американском журнале «The Foreign Policy» была опубликована статья Грегори Заласки, старшего аналитика проекта «Emerging Threats», реализуемого Центром информационных систем и визуальной информации Джорджтаунского университета, (данная структура финансируется Центром открытых источников («Open Source Center») директора национальной разведки). В материале прогнозируется развитие ситуации в Дагестане в свете занятия президентского кресла Магомедсаламом Магомедовым.

Возможно, статья не привлекла бы особого внимания, даже несмотря на уверенное заявление ее автора о том, что «исторически насилие в Дагестане было связано с нескончаемыми конфликтами между его основными этническими группами – аварцами, даргинцами, кумыками, лезгинами и лакцами». Но Г. Заласки также затрагивает тему налаживания на внутрикавказском поле прочных связей «с чеченскими сепаратистами», в частности, «группировки боевиков-исламистов джамаат «Шариат», в целях осуществления терактов «против властей в попытке объединения мусульман всего Северного Кавказа».

Не будем вдаваться в подробности по поводу того, какие именно силы подразумеваются под «сепаратистами Чечни» (возможно, имеется в виду структура под названием «Имарат Кавказ», хотя она многонациональна). Однако нельзя не обратить внимания на то, что среди основных причин дестабилизации обстановки в регионе аналитик фактически очерчивает «исламский фактор».

Данный взгляд, к сожалению, характерен не только для зарубежных экспертов, но и для внутренних обозревателей. Это несмотря на то, что даже на поверхности среди главнейших причин северо-кавказских проблем высвечиваются политико-экономические вопросы, религиозная же тема играет второстепенную роль.

В целом, грамотнейшая пропаганда немалого числа СМИ привела к тому, что любое событие, далеко не только экстраординарное, вполне можно связать с «исламистами», как частенько представляют, совершающими теракты. На сегодня это – беспроигрышный, как считается, вариант в планетарном масштабе.

Другое дело, что в России, претендующей на особое место в мусульманском мире, данный политтехнологический подход имеет крайне негативную для государства роль. Однако вплоть до сего дня эта тенденция живуча.

Растиражировав в такого рода случаях информацию о событии, затем издания, по той или иной причине, как-то вдруг перестают возвращаться к некогда «горячей» теме. И если даже «исламский след» не подтверждается, у общественности уже складывается определенная картина происшедшего. Данный нюанс отчетливо виден с ситуацией вокруг ноябрьской (2009 г.) трагедии с «Невским экспрессом».

Поезд N 166

Согласно официальной информации, 27 ноября 2009 г. в результате срабатывания взрывного устройства, заложенного на пути скоростного экспресса «Москвы - Санкт-Петербург», с рельсов сошли три последних вагона (всего в составе поезда было 13 пассажирских вагонов и вагон-ресторан). В результате погибли 28 человек (из числа 650 пассажиров).

По данным Октябрьской железной дороги, нумерация вагонов шла с «хвоста» поезда. Большинство из погибших пассажиров ехали в последних вагонах. Первые десять вагонов не пострадали.

Вагоны № 2 (16 погибших), 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу. Вагон N 1 (11 погибших) поднялся над рельсами, столкнулся с тремя бетонными опорами электропередач и ударился в откос своей торцевой частью. Именно этот удар, а не взрыв, по заключению судмедэкспертов, привел к массовым жертвам среди пассажиров.

По словам замначальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александра Романова, причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них. Следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено.

Даже читая эту скупую информацию, не покидает ощущение, что целью организаторов акции являлось достижение непосредственно данного результата, а именно - пуск под откос последних вагонов (или одного из них). Правда, со ссылкой на «представителей правоохранительных органов», выдвигалось предположение о том, что преступники не осуществили подрыв локомотива из-за «высокой скорости движения поезда». В то же время, согласно все тем же «представителям», заложенное недалеко от места первого взрыва второе взрывное устройство не сработало в полную силу из-за «зонтика» - генератора радиопомех, включенного спецслужбами в районе происшествия.

Мы не можем до конца разобраться в технических деталях трагедии, т. к. для этого нужно иметь не только специальное образование, но и владеть хотя бы минимальной информацией по делу. Между тем, у меня данная ситуация вызывает ассоциации с одним из эпизодов советского фильма «Первая встреча, последняя встреча» (о событиях в преддверие I Мировой войны).

Насколько помнится, сотрудник германского посольства в Петербурге (разведчик, наверное) посредством агентов приобретал за символическую цену технические новинки русских изобретателей (без особой реакции на это соответствующих структур). Так вот, при очередной попытке вывоза на поезде купленного за бесценок важнейшего изобретения вагон, в котором находился сопровождавший его человек, внезапно отцепился от уходящего состава. Но не сам по себе, а в результате небольшого взрыва, осуществленного (при помощи группы лиц) одним из технических специалистов (изобретателем).

Тем самым, был предотвращен вывоз из страны изобретения. Физически никто не пострадал.

Следовательно, в начале прошлого века осуществление данной комбинации не являлось невозможным. По какой причине, в случае необходимости, нельзя не повторить опыт такого рода (да еще с учетом новейших технических наработок) сегодня? Имеется в виду конкретная направленность «взрывной процедуры».

Кто или что мог привлечь внимание в хвостовых вагонах экспресса?

Многие СМИ давно привели список погибших, среди которых оказалось немало высокопоставленных лиц. Наибольшее внимание было приковано к двум личностям.

Во втором вагоне находился тогдашний руководитель Федерального агентства по госрезервам («Росрезерв») Борис Евстратиков. «Росрезерв» - это федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минэкономразвития РФ. Занимается он созданием материальных резервов, необходимых на случай стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. В функции агентства также входит реализация через торговую сеть продуктов, срок хранения которых заканчивается. Очевидно, что организация ворочает миллиардами рублей.

А в первом вагоне следовал бывший член Совета Федерации от Санкт-Петербурга, на тот момент председатель правления только что созданной госкорпорации «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор») Сергей Тарасов (место 34). Рядом с ним (место 33) находилась его помощница Алина Евграфова (скончалась 12 декабря в московском НИИ Склифосовского).

Закон о создании «Росавтодора» народные избранники приняли в июне 2009 г. Как отмечалось, создаваемой в форме некоммерческой организации компании планировалось передать в доверительное управление 18,3 тыс. км автодорог федерального значения. Из них 12,2 тыс. км предполагалось сделать платными (с наделением структуры правом взимать плату за пользование автодорогами). 6,1 тыс. км. рассматривались в качестве скоростных автомагистралей.

В ведение «Автодора» также передавались международные транспортные линии: Москва-Минск, Москва-Санкт-Петербург и др. А «неперспективные» региональные дороги оставались на балансе Федерального дорожного агентства. С учетом возлагавшихся на «Автодор» обязательств по обслуживанию скоростных магистралей и обустройству придорожных территорий (со всей инфраструктурой) структуре дозволялось заключать концессионные соглашения с частными компаниями. Т. е. предоставлять трассы в арендное пользование.

С 15 октября 2009 г. во главе «Автодора» стал Сергей Тарасов. Всего лишь на месяц с небольшим.

Таким образом, по мнению экспертов, эти двое погибших в результате взрыва вполне могли быть мишенью для осуществивших акцию. Возможно, правда, пристально следящие за всеми перипетиями пост-взрыва и анализирующие всю легальную информацию обратят внимание еще на одну деталь. - Ушедшего из жизни Б. Евстратикова сменил на посту его заместитель Дмитрий Гогин. Что интересно, он также находился в том злополучном втором вагоне. Первый занимал 51-е место, второй - 32.

Что касается судьбы «Автодора», то компанию с 21 декабря прошлого года возглавил экс-директор Департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Сергей Костин. Данное назначение ряд наблюдателей назвали удивительным, т. к. на это место прочились другие люди. Возможно, предполагаемые кривотолки видоизменили расстановку.

Ну а в последний день 2009 г. появилось распоряжение правительства об утверждении программы деятельности «Автодора». Источниками финансирования предусматриваются: участие в коммерческих организациях, соответствующая бюджетная статья и т. д. Ежегодное госфинансирование определено на уровне 50-100 млрд. рублей. До 2015 г. компания должна привлечь на реализацию своих дорожных проектов 1 трлн. руб., в т. ч. за счет сбора платы за проезд по платным дорогам и сдачи в аренду придорожных участков.

В январе с. г. концерн получил в доверительное управление трассу «Дон» и строящиеся участки трассы «Беларусь». В феврале правительство утвердило программу деятельности «Росавтодора» на долгосрочный период. Как сказано в документе, их планируется сделать конкурентоспособными, а перспективе нескольких лет даже окупаемыми. С этой целью уже в текущем году проезд через некоторые территории сделают платным.

Тем самым, нельзя исключать, что непосредственно «человеческий фактор» (назовем его «ведомственный») мог явиться причиной схода с рельсов последних вагонов скоростного экспресса. Способствовал этому внешне теракт или техногенные причины - даже не суть важно. Потому в эпиграф и вынесены слова одного из героев нестареющего произведения выдающегося Марио Пьюзо «Крестный отец».

Что еще привлекает в свете вышеизложенного, так это распространенная спустя какое-то время после катастрофы информация об обнаружении в «одном из наиболее пострадавших вагонов» (конкретизация не имела места) кейса с 1,5 кг. героина (ряд экспертов практически сразу же подсчитали цену товара - 2,5 млн. рублей). Все может быть, конечно. И кейс, и наркотики, и иное, в том или ином вагоне.

Но не будем забывать, что в известных структурах всегда фигурировало понятие - «отвлечение на негодный объект». Это бывает, когда, скажем, некое заинтересованное лицо затушевывало свою главную задачу отвлекающим маневром, на который должны были «клюнуть» наблюдатели (скажем так).

Исполнители обнаружены? Заказчики тоже?

Сразу вслед за трагедией ряд информагентств распространили информацию о взятии на себя ответственности за взрыв националистической группировкой «Combat 18». От имени членов организации заявление опубликовал в своем блоге один из функционеров Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ).

Однако, как заявил лидер этой скандально известной структуры Александр Белов, русские националисты однозначно непричастны к этому теракту. При этом он напомнил о продолжении в те дни судебного процесса над виновными в предыдущем взрыве «Невского экспресса» (2007 г.). Белов не преминул указать на национальность подсудимых - «чеченские боевики», и даже заметил, что накануне последней катастрофы начался мусульманский праздник Курбан-Байрам, который, в числе прочего,
«требует еще и жертвоприношений».

В свою очередь, позже в Интернете появилась информация о взятии на себя ответственности за ноябрьский взрыв «кавказскими моджахедами». Так это или нет - покажет время (покажет ли? докажет ли?). Но, как писал в декабре 2009 г. Александр Куколевский, «уже сейчас можно не сомневаться в том, что террористов обязательно найдут (а если и не найдут, то сообщат, что они уничтожены при штурме какого-нибудь дома в Дагестане или Чечне). И террористы обязательно дадут признательные показания, а если и не дадут, то все равно получат по максимальному сроку, а спустя некоторое время внезапно умрут в тюрьме от сердечного приступа — так уж заведено сегодня в России».

А пока суть да дело, 2 февраля с. г. на перегоне Броневая-Лигово произошел подрыв технической дрезины, в результате чего госпитализирован машинист (диагноз – закрытый перелом лодыжки). Спустя 10 дней сотрудниками ГУВД по Санкт-Петербургу были задержаны подозреваемые по этому делу. Одни называют их членами националистической группы «Славянская община», другие - «Русского национального единства».

Вот совпадение! Опять возле Питера. Опять железнодорожное полотно. Опять некие националисты. Официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что, скорее, «преступники преследовали цель наделать много шума и привлечь внимание СМИ».

Интересно, по-другому заявить о себе молодые люди не могли? А, может, кому-то просто хочется «уравнять в правах» «исламский экстремизм» и «русский фашизм»?

Теймур Атаев, политолог (Азербайджан)
http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/nevexoper/

No comments:

Post a Comment