По моим наблюдениям, только 2,5–3 миллиона человек в стране на первое место в шкале самоидентификации ставят свою мусульманскую идентичность.
Сколько же нас в России?
Прежде всего, а какова численность мусульманского населения России?
Оказывается, сколько на самом деле в России мусульман — вопрос далеко не простой. Может быть, даже спорный. Представители Русской Православной Церкви называют цифру в 12–14 миллионов мусульман. Центральное разведывательное управление США говорит о более чем 27 миллионах. Совет муфтиев России говорит о 20 миллионах российских мусульман.
Если взять эти 20 миллионов как некую среднюю величину, то эта цифра, наверняка, будет включать в себя всех этнических мусульман и мигрантов. Хотя на самом деле, наверное, крайне сомнительно предполагать, что все татары в Татарстане являются мусульманами, поскольку среди них есть сегодня и крящены, и убежденные атеисты. А может быть, и еще кто-то. С другой стороны, и не все киргизы-мигранты поголовно являются истинными мусульманами.
Конечно, ключевой момент — характер религиозной идентичности. Сразу скажу, что уровень исламской самоидентификации в России весьма слаб. По моим наблюдениям, только 2,5–3 миллиона человек в стране на первое место в шкале самоидентификации ставят свою мусульманскую идентичность. У остальных этот показатель находится на втором, а чаще — на третьем или даже четвертом месте, уступая корпоративнопрофессиональной, клановой или этнической идентичности.
Российское мусульманское сообщество традиционно разделено на мазхабы, но это не самое главное, что их разделяет. Это сообщество, прежде всего, делится на три основные группы по качеству своей религиозной ориентации.
Два с половиной — три миллиона мусульман в России придерживаются основных исламских столпов веры — они постоянно совершают намаз, соблюдают пост, выплачивают, так или иначе, закят (специальный налог в пользу бедных), совершили хадж или собираются его совершать. Из этих трех миллионов, возможно, только каждый десятый обладает глубоким знанием Ислама, имеет исламское мышление и придерживается исламского образа жизни. Это первая группа.
Около шести миллионов мусульман время от времени соблюдают — искренне или не очень — некоторые мусульманские ритуалы. Это вторая группа.
Наконец, третья группа — остальные 11 миллионов ведут преимущественно светский образ жизни и только время от времени вспоминают о своих мусульманских корнях. Хотя к старости, из-за страха приближающейся смерти, многие стараются инстинктивно переместиться во вторую или даже в первую группу.
Раскол существует и по критерию отношения мусульман к официальным муллам или, как их иногда иронически называют, «чалмоносцам».
В Минюсте России зарегистрировано около 3000 джамаатов — групп верующих, которые привычно посещают традиционные мечети. В Минюсте же считают, что приблизительно столько же существует незарегистрированных джамаатов, которые группируются вокруг сведущих в Исламе людей, неформальных лидеров, способных дискутировать и обсуждать широкий спектр острых проблем и жизненных противоречий.
Это отнюдь не экстремисты, хотя многие «чалмоносцы» зачастую пытаются их так представить в глазах органов власти. Авторитет многих официальных мулл в стране серьезно подорван, прежде всего, в силу их некомпетентности, зашкаливающего лицемерия, жадности, беспринципности, заигрывания с властвующими клептократами.
Иногда доходит до вопиющих парадоксов.
Например, практически все главные областные, краевые, республиканские муллы называют себя муфтиями. Между тем, в исламской традиции мусульманин может претендовать на духовное звание муфтия, если он, прежде всего, знает наизусть священный Коран. Но каждый ли официальный российский муфтий может похвастаться таким знанием Священной книги?
Еще один примечательный и важный мусульманский феномен в современной России — существенный рост числа так называемых «новых мусульман». Считается, что таких в стране уже более 100 тысяч. Их еще называют «русскими мусульманами», хотя на самом деле в эту группу входят и украинцы, и белорусы, и армяне, и евреи, и якуты, и чуваши, и многие другие. Но, безусловно, этнические русские в этой группе численно доминируют. И это несмотря на то, что многие священники-христиане и муллы дружно выступают против того, чтобы люди могли свободно выбирать свою личностную веру.
У этой группы «русских мусульман» есть две примечательные особенности. Прежде всего, именно здесь демонстрируется высокий уровень пассионарности и даже харизматичности и по сравнению со страной в целом, и по сравнению со всем российским мусульманским сообществом.
Во-вторых, интеллектуальный уровень «русских мусульман», пожалуй, значительно превышает, средний IQ остальных мусульман России.
Распределение мусульманского населения Земли
Схематичная карта показывает размеры стран, исходя из количества их мусульманского населения. Данные округлены до миллиона. (Источник: Mapping the Global Muslim Population. A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population. The Pew Forum on Religion and Public Life, October 2009.) Российской уммы как целостного мусульманского организма в стране сегодня нет.В условиях продолжающегося со второй половины 70-х годов ХХ века системного кризиса российского социума мусульманское сообщество страны также оказывается все более и более расколотым.
В Исламе в принципе отсутствует миссионерство как институт, поскольку коранический принцип гласит: «Нет принуждения в религии».
То есть, нельзя насильно, хитростью, обещаниями и тому подобным навязывать человеку веру.
Любой акт насильственного обращения в Ислам считается богохульственным и недействительным актом. Поэтому мусульманами в России становятся осознанно и добровольно, прежде всего, студенты, молодежь, интеллектуалы, которых привлекает внутренняя метафизическая энергетика Ислама, нацеленность на борьбу как ключевой жизненный принцип, справедливость как высшая форма гармоничного общества, солидарность мусульман, где бы они ни находились, личная ответственность каждого мусульманина за свою индивидуальную жизнь.
Тем не менее мой главный вывод заключается в том, что российской уммы как целостного мусульманского организма в стране сегодня нет. В условиях продолжающегося со второй половины 70-х годов ХХ века системного кризиса российского социума мусульманское сообщество страны также оказывается все более и более расколотым и раздираемым все более сложными противоречиями.
«Родина — часть твоей веры»
Что касается будущего, например, 2025 года, то, безусловно, мусульманская компонента России усилится, это без сомнения. Хотя бы потому, что численность мусульман возрастет, как минимум, до 32–34 миллионов человек. То есть, практически каждый четвертый гражданин России будет к тому времени мусульманином. Да и уровень исламской самоидентификации, безусловно, увеличится.
Возможно, к 2025 году Россия уже пройдет самую нижнюю и самую драматическую точку системного кризиса, тем не менее ситуация в стране по-прежнему будет оставаться сложной.
В любом случае значительно обострится борьба «проектов будущего», основными из которых будут три сценария: западный, экологический и исламский. Старые политические и идеологические течения будут дискредитированы, и на сцене могут появиться несколько альтернативных контрэлитных групп. Среди них окажутся и представители «русских мусульман», которые к тому времени станут не только наиболее организованной частью российского мусульманского сообщества, но, возможно, и его лидером. А их совокупная численность может превысить 600 тысяч человек. Это будет одна из наиболее влиятельных интеллектуальных групп России.
В целом же к 2025 году, наверняка, появится плеяда мусульманских интеллектуалов и технократов, на сцену общественной жизни выйдут действительно харизматические лидеры исламского сообщества России. Тем не менее, до формирования интегрированной и солидарной российской уммы, думаю, дело все равно не дойдет.
Иногда можно услышать вопрос: какова же будет стратегическая цель российских мусульман в 2025 году — создание нового мирового халифата или развитие и укрепление России? (Хотя, вполне возможно, что через 15 лет по-настоящему актуальной задачей будет воссоздание территориальной целостности России.) В глобальном масштабе «создание нового халифата» преследует одна лишь маргинальная организация «Хизб ат-тахрир». Никакая из серьезных исламских организаций и движений в мире эту цель не выдвигает.
Поэтому даже разговоры об этом виртуальном «халифате» являются эфемерными. Однако не это самое главное.
Дилемма «халифат или Россия» на самом деле явно провокационна, поскольку подспудно имеет в виду следующее: а вы, мусульмане, не предадите ли многострадальную Россию и не побежите ли создавать этот странный виртуальный халифат?
Есть, по крайней мере, три принципиальные причины, почему именно российские мусульмане потенциально могут оказаться самыми лучшими патриотами России. Хотя, если честно, порой Россия оказывалась для мусульман очень неласковой мачехой. Впрочем, это могут сказать и многие немусульманские народы, в том числе и русские.
Первая причина — теологическая и метафизическая. Есть знаменитый хадис (предание) пророка Мухаммада (САС), который сказал: «Родина — часть твоей веры». Это не просто политический лозунг. Эти слова проистекают из сокровенных метафизических глубин Ислама. Мы, мусульмане, верим в безусловную предопределенность человеческой личности и человеческой судьбы.
Мы считаем, что именно через такую абсолютную предопределенность и проявляется истинное всемогущество Всевышнего. Отсюда следует, что каждый человек (какой бы он веры ни был) не случайно рождается в определенном месте и в определенное время. Смысл его существования, смысл его личной жизни связан с координатами именно этого конкретного пространства-времени.
Именно здесь каждый мусульманин должен выполнить свою личностную жизненную цель или задачу, которую поставил перед ним Всемогущий.
Вот поэтому: «Родина — часть твоей веры».
Вторая причина — историческая. У российских мусульман, возможно, гораздо больше оснований считать Россию своей Родиной, чем у православных. Как известно, князь Владимир насильно крестил Киев в 988 году. Ислам же пришел на территорию нынешней России (Дербент) за 250 лет до этого — в 730 году. Мои предки — волжские булгары — добровольно приняли Ислам в 922 году, находясь в тот период не по своей воле в составе Хазарского каганата. Ислам хазарская верхушка воспринимала в качестве своего главного конфессионального и геополитического врага.
Поэтому мои предки оказались мужественными людьми, приняв Ислам вопреки метрополии.
Кроме того, есть так называемая евразийская память. Россия как великая континентальная держава, евразийская империя появилась не вдруг, а как наследница традиций великой мусульманской золотоордынской империи. Я не хочу говорить здесь об идеологических мифах, типа «страшное татаро-монгольское иго». Почитайте русских историков, того же Ключевского или Соловьева, и вы узнаете, что в тогдашней Европе Русь XIV века называли «страной тысячи городов», а русские купцы торговали в Пекине и доплывали до Японии. Русская серебряная деньга (таньга) считалась одной из наиболее полноценных и надежных валют в мире. А разве можно понять такие старые русские поговорки: «Вот где собака зарыта!» или «Драть, как сидорову козу», если забывать об исламском влиянии на Россию того времени?
Невозможно сбросить со счетов и общую для всех, независимо от конфессиональной принадлежности, память о великих событиях страны.
Например, о Великой Отечественной войне.
Наконец, третья причина — геополитическая. У России и глобальной мусульманской уммы есть общий враг — западная цивилизация. Если Россия является основным врагом для Запада в среднесрочный период, то Ислам — это стратегический и метафизический враг на весь XXI век.
Ислам заинтересован в великой России
Почему был уничтожен СССР? Одна из важнейших причин заключается в том, что на моей Родине, в великом Советском Союзе был реализован уникальный цивилизационный проект на собственной технологической основе, без использования ссудного капитала. А запрет на процентный капитал — одна из безусловных основ исламской экономики.
Единственная глобальная сила, которая заинтересована в возрождении России как великой супердержавы, — это исламский мир. Причем эта точка зрения распространена в самых разных слоях и стратах мусульманских стран, начиная от королей и президентов и вплоть до религиозных фундаменталистов.
Конечно, существуют исламские радикалы, которые считают, что никаких иллюзий в отношении России, которая уже окончательно стала частью западной цивилизации, не должно быть. На их взгляд, Россия вошла в число открытых врагов исламского мира. Число таких ультрарадикалов, к счастью, невелико.
Поэтому я убежден, что историческая миссия российского исламского сообщества еще впереди. Даже если все остальные народы будут поражены потребительским синдромом, безволием и пораженчеством, а их культурный код будет переформатирован, российские мусульмане в одиночку будут бороться за великую Россию как свою Родину. И, возможно, именно тогда и родится настоящая умма — солидарное целое всех российских мусульман.
Шамиль СУЛТАНОВ Президент Центра стратегических исследований «Россия — Исламский мир». Журнал "Солдаты России".
http://www.islamnews.ru/news-22018.html
Tuesday, January 5, 2010
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment