Такое явление как отказ от военной службы было известно в «Израиле» уже несколько десятилетий назад, однако в последние годы оно получило настолько заметное распространение, что вызвало тревогу в правящем истеблишменте Тель-Авива, поскольку «Израиль скорее есть армия, у которой имеется «государство», нежели «государство», у которого есть армия».
Следовательно, в этом «государстве» милитаризм составляет центральный нерв всего общества, единственную защитную стену «израильтян», и поэтому как быть, если эта стена даёт трещину?
Цифры и статистика
Несмотря на ореол секретности и замалчивания, окружающий все, что касается проблем и недостатков, имеющих место в сионистской армии, просачивающаяся в прессу время от времени информация все-таки дает некоторую картину о таком явлении как отказ от службы. В частности, начальник отдела личного состава военного министерства сообщил, что около 40% «израильской» молодежи не проходят военную службу по следующим причинам:
- 10% являются студентами иудейских учебных заведений и освобождены от службы правительственным постановлением. То есть правительство само уготовило лазейку. Молодые стремятся поступить в религиозные школы, чтобы избежать службы в армии;
- 10% не проходят службу в армии по причине психических расстройств; этот показатель является очень высоким и вряд ли встречается в каком-либо другом обществе, и независимо от того, соответствуют эти данные действительности или нет, они свидетельствуют о высоком уровне психических заболеваний среди «израильтян»;
- 20% не служат в армии в связи с другими заболеваниями, по семейным обстоятельствам и по причине проживания за границей что отражает сложившийся жизненный уклад в «Израиле» и природу этого «государства».
Уклонение от воинской службы наблюдается уже достаточно длительное время, и оно особенно росло в последние двадцать лет, что отражается в следующих цифрах. В 1980 г. тех, кто «косил» от армии, было 12,1%, в 1990 г. их стало 16,6%, в 2002 г. – скачок до 23,9%. В 2007 г. количество «уклонистов» достигло символической цифры – 25 процентов (!), что означает, что каждый четвертый «израильтянин» уклоняется от военной службы.
Эти цифры вызывают серьезные опасения у военного руководства, особенно в связи с тем, что нынешний самый высокий уровень уклонения имеет тенденцию к возрастанию в будущем. По данным Управления личного состава, 25% не призванных на военную службу распределились следующим образом:
а) 11% заявили, что являются учениками религиозных школ;
б) 7% не проходили службу по состоянию здоровья, при этом 5% страдали психическими заболеваниями;
в) 4% находились за рубежом;
г) 3% не были призваны по причине уголовного прошлого.
На языке конкретных цифр ситуация выглядит следующим образом. В 2004 г. было зафиксировано 1288 случаев уклонения, в 2005 г. - 1438, но в 2006 г. число «косяков» снизилась до 1386. В 2007 г. военная полиция зафиксировала 1006 случаев дезертирства; что же касается общего количества уклонений от службы, то в этот год оно достигло 1873, из них 799 «уклонистов» находились за пределами «страны», найдя там себе убежище.
В этой связи профессор социологии Тель-Авивского университета Язем Бери заявил, что отказ от военной службы стал центральной проблемой для «израильского» общества, поскольку некоторые «израильтяне» пытаются избежать воинской службы под предлогом психических заболеваний, и количество таких случаев составляет 10%. В свою очередь, военные считают, что из каждых двухсот «израильтян» только сто станут солдатами, поскольку пятьдесят окажутся непригодными по состоянию здоровья, а еще пятьдесят будут иметь психические отклонения. Однако, в конечном счете, сионистские военные считают, что смогут набрать необходимое количество «пушечного мяса».
Причины и факторы
«Израильтяне» прибегают к различным способам, чтобы избежать службы в армии, при этом некоторые из них подходят только для мужчин, другие – только для женщин, а есть способы, которые подходят и тем, и другим. К последним относятся, в частности, сокрытие подлинных умственных и физических способностей, выезд за границу, публичный отказ от службы в армии, бракосочетание или рождение ребенка (этим приемом пользуются только женщины), отказ от службы по религиозным или идейным убеждениям, а также учеба в религиозных школах.
Что же касается главных причин распространения такого явления, как отказ от военной службы, то из их числа можно упомянуть следующие:
- падение престижа армии: удары по военному истеблишменту стали наноситься начиная с «войны на истощение» (1967-1970 гг.) и Октябрьской войны 1973 г., затем последовали война 1982 г. в Ливане, интифада 1987 г., уход из Южного Ливана в 2000 г.; эта тенденция достигла своего апогея во время интифады «Аль-Акса» и второй ливанской войны в 2006 г.; все это привело к снижению авторитета армии, росту критики в ее адрес и возникновению у мобилизованных солдат ощущения бесполезности продолжения войн, которые они вели;
- страх перед палестинским Сопротивлением, а точнее говоря, страх перед смертью; большинство «израильских» солдат являются светскими, они больше устремлены к мирским удовольствиям и не исповедуют национальных идеалов, их главным желанием является остаться в живых, поэтому они испытывают страх перед бойцами Сопротивления. В некоторых докладах отмечается, что «израильский» солдат, несмотря на превосходное вооружение и интенсивную боевую подготовку, становится легкой добычей бойцов Сопротивления, о чем свидетельствуют данные потерь среди сионистских ВС. Военное командование заявляет, что не может дать адекватный ответ на партизанские операции, в то время как движение за отказ от службы в армии стало разрастаться как раз в то время, когда палестинское Сопротивление стало реальной угрозой для армии. Военные заявляют, что массовый отказ от военной службы «отравляет» армию изнутри, снижает ее численный состав, причем этот отказ не является индивидуальным действием и даже не спонтанным массовым всплеском, а организованной кампанией, очевидная цель которой – вынудить правительство уйти с оккупированных территорий.
- безразличие к нуждам призывников: оно способствует возникновению у них чувства никчемности и нежелания жертвовать во имя «родины»; сотни офицеров и солдат выступали с протестами против неравенства при несении службы, а также жаловались на недостаток амуниции, отсутствие средств индивидуальной защиты, недостаточный уровень боевой подготовки; дело дошло до того, что некоторые материально обеспеченные военнослужащие стали приобретать бронежилеты и каски за свой счет, при том, что стоимость бронежилета доходит до 1200 долларов.
- светскость и американизация «израильского» общества: эти тенденции стали нарастать с 1967 г., и к настоящему времени оно характеризуется как «три В»: видео-вольво-вилла; «израильский» колонист все больше стремится к удовольствиям, он превратился в персонажа с маленькой головой и большим желудком, он хорошо обучился науке потребления и не верит ни в какие идеалы, в том числе и сионистскую идею; такой «израильтянин» уже не знает, что значит жертвовать собой во имя «родины», он замкнут на самого себя и его интересует лишь рост собственного благополучия и потребления, и, естественно, такой израильтянин будет бежать от военной службы;
- бесполежность столкновений с палестинцами; как заявил проф. Лейбович, «уклонение от военной службы пятисот призывников приведет к окончанию присутствия «израильской» армии на палестинских территориях». При этом он объяснял причину отказа служить в армии тем, что призывники считают: массовый отказ от военной службы может убедить организации палестинского Сопротивления прекратить партизанские операции; профессор также обращает внимание на тот факт, что в ходе встреч с «отказниками» вскрывается их недовольство политикой правительства, особенно его повышенного внимания к нуждам незаконных еврейских поселенцев.
Более пятидесяти военнослужащих, некоторые из которых имели звание майора, опубликовали в «израильской» прессе заявление следующего содержания: «Мы больше не будем воевать ради безопасности поселенцев на Западном берегу и в Секторе Газа, а также не будем вести боевые действия внутри «зеленой линии» с целью подавления, преследования, унижения и голодомора всего палестинского народа».
Это заявление вызвало жесткую реакцию со стороны официальных кругов. В частности, военный аналитик Алекс Фишман охарактеризовал его как «мятеж, равный по силе землетрясению, масштабы которого трудно просчитать, и если эта буря не стихнет, то она захватит с собой новые слои в армии». В свою очередь бывший военный министр Мофаз назвал это заявление «моральной поддержкой заклятых врагов «Израиля», совершенно непредвиденной помощью тем вооруженным организациям, которые стремятся уничтожить еврейское «государство».
Позиция официальных кругов и общества
1. Позиция военных. Вначале армейское командование стремилось противостоять уклонению от службы, применяя индивидуальный подход. Однако по мере распространения этой тенденции, делались попытки сломить волю «отказников». В частности, после их задержания на 28 суток, им вручался приказ о призыве на дополнительный срок. В случае повторного отказа они снова подвергались аресту. В настоящее время командование стремится избегать подобных мер воздействия, опасаясь шумихи в СМИ. Однако начальник военного трибунала в Яффе полковник Леви заявил, что «уклонение от воинской службы стало болезненным общественным явлением, распространяющимся как огонь по сухой траве и несущим новые угрозы для общества».
Согласно сведениям из военных источников, более шестисот резервистов помещены в тюрьмы в связи с уклонением от службы, а всего в специализированных тюрьмах находится более тысячи мужчин и женщин, уклоняющихся от службы».
Начальник отдела личного состава генерал запаса Шифер заявил, что «если «государство» не озаботится этой проблемой, то она будет постоянно нарастать... если мы ничего не будем предпринимать, то в ближайшие годы мы столкнемся с ситуацией, когда лишь 50% молодых людей будут проходить обязательную военную службу».
В свою очередь, начальник генштаба Ашкенази заявил, что это явление разлагает общество и армию. Он также выразил сожаление, что отказники не испытывают чувства стыда за свои поступки. А военный министр Барак подчеркнул необходимость возвращения к тем временам, когда уклонение от военной службы считалось пятном позора на лбу отказника.
2. Позиция правительства и партий. Со стороны правительства и партий раздавались громкие голоса, осуждающие это явление и призывающие рассматривать его в числе приоритетных национальных проблем. Все заявления сводились к тому, что «нельзя допустить пренебрежительного отношения к армии и снижения ее авторитета, потому что наше государство стоит перед лицом опасностей, угрожающих самому его существованию, вследствие чего необходимо снова развивать чувство национальной гордости посредством службы в армии».
Депутат Аялон, бывший глава охранки ШАБАК, считает, что проблема отказа от военной службы в «израильском» обществе приобретает все более двойственный характер, поскольку, с одной стороны, оно все более склоняется к военному, даже более кровавому решению палестинской проблемы, но, с другой стороны, имеет место снижение авторитета «сил обороны», и молодежь больше не мечтает посвятить себя армии и становиться офицерами.
3. Позиция общества. Движение меньшинства за отказ от военной службы считается неприемлемым среди «израильского» общества, которое считает, что уровень отказа от военной службы переходит всяческие допустимые границы.
Вместе с тем, «отказники» получают всё большую поддержку в массах, а также со стороны некоторых представителей общественной элиты. «Отказники» получают тысячи посланий через Интернет, а некоторые антивоенные организации вновь возобновили свою деятельность. Отмечен также рост числа организаций, для которых отказ от военной службы главная часть их уставной деятельности. Среди них «Восемь миссионеров», «Новое явление», «Ассоциация в поддержку отказников по идейным соображениям», «Имеются границы» и «Комитет мира и безопасности».
Усилия по противодействию уклонению от службы
Не обращая внимания на все высказываемые мнения относительно явления уклонения от военной службы, военное ведомство обнародовало свой план противодействия этой «заразе», включающий следующие пункты:
1. Запрет «уклонистам» получать водительские права, заниматься медициной, работать в правительственных учреждениях, получать пособия от «государства». При этом отмечается, что военная прокуратура будет следить за выполнением этого плана, однако некоторые ее эксперты считают ряд пунктов трудновыполнимыми, поскольку они противоречат закону о равных возможностях.
2. Понижение уровня требований к призывникам, в частности, призыв в армию тех слоев, которые раньше не допускались к службе, например, преступников-рецидивистов, под тем предлогом, что хотя армия нуждается в нормальных людях, однако солдату не обязательно быть полицейским или судьей.
3. Привлечение в армию молодежи, разрешив перспективным спортсменам, музыкантам и даже манекенщицам проходить службу вдали от линии фронта, чтобы им удалось продолжать продвигаться в своей профессии.
4. Разработка программы прохождения гражданской службы для пацифистов, физически непригодных к строевой службе, ортодоксальных евреев, арабов и других категорий лиц, не подлежащих мобилизации.
5. Ввиду отсутствия у армии механизма проверки указываемых в заявляениях причин уклонения от военной службы, начальник Контрольной комиссии министерства Кабил предложил принять закон об уголовном преследовании лиц, предоставляющих ложные сведения о причинах уклонения от военной службы.
6. Провести в средних школах кампанию по привлечению молодежи к военной службе.
Но каковы бы ни были причины и последствия продолжающихся во все более широких масштабах уклонения от военной службы и дезертирства, это явление, несомненно, так или иначе свидетельствует о системном кризисе, охватившем «израильское» общество, особенно, если учитывать тот факт, что еще совсем недавно уклонение от военной службы рассматривалось как своего рода табу в «государстве», рожденном в пучине войн и ведущем непрекращающиеся войны со своими арабскими соседями, в «государстве», где военная служба считалась сердцевиной национальной «израильской» идентичности.
http://www.palestine-info.ru/
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment