Thursday, January 14, 2010

Ислам и мусульмане в Европе



Если когда-то европейцев стращали «призраком коммунизма», бродящим по их континенту, то сегодня их пугают исламом и постоянно увеличивающимся числом мусульман, которых призрачными уж никак не назовешь.

Сколько мусульман проживает ныне в Западной Европе? Точно ответить, вероятно, никто не может. Поверим же Союзу исламских организаций Европы, считающему, что их приблизительно 20 млн. Как бы там ни было, мусульмане стали влиятельным фактором в жизни всех без исключения западноевропейских государств.

Массовая иммиграция мусульман в Западную Европу – один из итогов Второй мировой войны. Разрушенной экономике была нужна рабочая сила, особенно дешевая и непривередливая. Она была нужна концернам, и фирмы стали завозить рабочих сотнями тысяч из стран Азии и Африки, нисколько не заботясь о последствиях ни для современников, ни для их детей. В результате подобного, исключительно экономического мышления власть имущих, в старых городах христианской Европы возникли тысячи мечетей и мусульманские кварталы, живущие своей обособленной жизнью, в которые даже полиция не рискует заходить. Сегодня же, по крайней мере, на взгляд автора этих строк, каждому должно быть очевидно: Европа не Америка, которая изначально была страной эмигрантов, и она не в состоянии переварить, интегрировать миллионы мусульман, остающихся в своем большинстве укорененными на своей родине.

Мусульмане, как правило, не поддаются ассимиляции и не становятся европейцами даже во втором и в третьем поколении. Почему? Думается, что, в первую очередь, это объясняется тем, что ислам – это не только религия, но и образ жизни. Это понятие социальное и культурное, не ограничивающееся лишь теми, кто неукоснительно соблюдает обряды мусульманской религии. Ислам – это религия плюс социальное поведение, этические нормы, сознание принадлежности к другой культуре, к иному культурному наследию. Политика интеграции обязана в принципе оставлять в неприкосновенности религиозные обряды и догмы. Вместе с тем в остальных отношениях она должна выковывать общеевропейскую идентичность. Однако семейные традиции в сочетании с обычаями сохраняющихся особых мусульманских общин настолько прочны и влиятельны, что, как показывает реальная жизнь, цель эта оказывается практически недостижимой.

Следует признать, что у христиан /точнее тех, кто причисляет себя к таковым, в нашу постхристианскую эпоху – В. П./ и мусульман разные взгляды не только на взаимоотношения с Богом, но и на гражданственность, на государство, на отношения отцов и детей, мужей и жен, на роль матери в семье. У них различное отношение к законам, к правам и обязанностям. Вряд ли будет преувеличением сказать, что мусульмане не приемлют многие европейские этические нормы. Мулла Омар, например, о женщинах говорил так: «По самой своей природе женщина существо слабое, падкое на соблазн. Если позволить ей покидать дом без присмотра отца, брата, мужа или дяди, она быстро станет на стезю греха. Женщина, которая уходит из дома, чтобы работать, неизбежно вступает в контакт с чужими мужчинами. И, как показывает опыт западных стран, это становится первым шагом к проституции». Можно, конечно, сказать, что это всего лишь взгляд экстремиста. Но на основании своего личного общения со многими европейскими мусульманами, которых при всем желании никак нельзя отнести к данной категории, могу утверждать, что за редким исключением они полностью разделяют вышеприведенное мнение духовного лидера талибов.

Мусульмане Европы сопротивляются ассимиляции, ибо крепко привязаны к исламским ценностям и убеждены в преимуществе своих нравов и обычаев. В то же время им многое нравится в жизни европейцев: высокий уровень потребления товаров и услуг, честность, чистота, тяга к знаниям, вежливость. Но кое-что из европейских обычаев абсолютно неприемлемо для них и они не могут принять этого, не наступив исламу на горло: никак не могут, в частности, смириться с либеральными нравами, которые для них выглядят вседозволенностью и распущенностью.

Мусульмане откровенно не хотят вписываться в европейское общество. Им нравится жить и работать в Европе, но они не хотят быть ее частью и предпочитают свою обособленность. Поэтому не стоит удивляться тому, что растет отрицательное отношение к иммиграции из мусульманских стран. Например, число мусульман, въехавших в Италию, приближается к 3 млн. человек, и 40% итальянцев при опросах заявляют, что эти люди представляют опасность для страны. Англичане высказываются еще более резко: почти 50% белых англичан при опросах заявляют, что «иммигранты за последние десятилетия полностью разрушили старую добрую Англию». 46% опрошенных поддерживают полный запрет иммиграции. 76% немцев убеждены, что иммиграция увеличивает безработицу. Но 43% «цветных англичан твердо убеждены, что Британия получает громадную пользу от иммиграции.

Такие противоположные точки зрения характерны для всех европейских стран, включая, между прочим, и Россию. Отечественный исламовед Борис Ключников справедливо замечает: «Хозяева считают, что гости им надоели. А гости им отвечают, что теперь мы такие же хозяева в этой стране, как и вы! И убедительно доказывают, какую пользу экономике они приносят. Много ли европейцев захотят работать мусорщиками, уборщицами и посудомойками? Их только в Англии нужно 800 тысяч человек. Многие ли англичане согласны, как их деды и бабки, работать в поле, на фермах? Нет, не хотят, ферма не фирма!.. Кто выращивает цветы в Европе, кто многократно увеличил завоз, продажу и широкий выбор овощей и фруктов? Такой выбор, который и не снился самым богатым людям еще 50-70 лет назад».

Солидный лондонский журнал "Spectator" полагает что …«без иммиграции… целые отрасли просто развалились бы… Это большая удача, что мы смогли привлечь десятки тысяч энергичных работников…» Такие вот совершенно полярные оценки: от утверждения, что иммигранты губят Европу, до убеждения, что без них экономика рухнула бы.

В связи с подобным разбросом мнений неудивительно, что европейские правительства кидаются из одной крайности в другую. Они растеряны, не знают, что предпринять.

Рождаемость в семьях мусульманских иммигрантов во много раз превосходит рождаемость среди коренных европейцев. Те миллионы мусульман, которые за последние десятилетия ХХ века переселились в Европу, постоянно увеличиваются и за счет воссоединения семей. И что особенно тревожит власти, немало молодых людей, родившихся и воспитанных на европейской земле, становятся все более убежденными сторонниками «чистоты ислама», радикальными исламистами, чувствующими свою отчужденность от страны своего проживания.

Что же дальше? Многие имамы в Европе искренне стараются помочь властям в уважении к законам страны, приютившей мусульман. Но их усилия подчас оказываются тщетными. В связи с чем все более актуальным и злободневным становится вопрос: возможно ли мирное сосуществование коренных европейцев - номинальных христиан, и мусульман, которые в подавляющем большинстве считают, что подлинной Конституцией является Коран, а вовсе не законы страны их проживания? Лично я не знаю ответа на этот вопрос. Но отвечать на него придется, причем чем раньше, тем, очевидно, лучше для всех нас.

Ряды мусульман продолжают неуклонно пополняться новыми волнами иммигрантов, и, по некоторым данным, остановить этот процесс уже невозможно: к 2050 году в ряде стран Европы число мусульман достигнет 25-30%.
http://www.islamnews.ru/news-22153.html

No comments:

Post a Comment